Папа хочет пива. Дождемся ли мы поколения без вредных привычек

Ирина Якунина / АиФ

Упущения в законе

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Дмитрий, согласитесь, что нынешнее поколение все-таки трезвее их отцов и дедов?!

   
   
Фото: АиФ

- Не соглашусь, потому что статистика говорит обратное, что употребляют спиртное в очень юном возрасте. И даже не подростки, а дети 12-13 лет пьют слабоалкогольные напитки. Мы провели очень много рейдов для выявления фактов продажи алкоголя несовершеннолетним,  и получили пугающую статистику– каждый наш третий закуп заканчивался тем, что несовершеннолетним детям продавали алкоголь, причем не  в «наливайках» или полуподпольных торговых точках, а абсолютно во всех сетевых  магазинах. Продавали под предлогом записки от родителей, мол, папа хочет пива. Выявили мы и факты повторной продажи одним и тем же продавцом – в отношении таких недобросовестных предпринимателей возбуждаются уголовные дела. И все это закончилось для продавцов судимостью.

- Но сделать всё силами общественников невозможно, так не переломишь ситуацию!

- Под лежачий камень вода не течет!.. Культура потребления алкоголя все-таки растет. Когда я учился в школе, спиртное свободно продавалось в любом ларьке. Сейчас к счастью, это законодательно запрещено, им торгуют только в специализированных помещениях, скажем – убрали с каждого угла. Но в законодательстве остался ряд упущений, и в результате этого появились не только у нас, но и во всей стране  «наливайки».

- И именно после того, как запретили продажу спиртного в ларьках!

 - На то они и предприниматели, что предприимчивы. Сейчас проблема в том, что количество «наливаек»  соответствует тому количеству магазинов, что раньше торговали алкоголем. «Наливайки» пользуются прикрытием, что они являются общепитом - в настоящее время получить такой статус для точки, которая продает слабоалкогольные напитки, не стоит вообще никакого труда. На выбор: пиво, эли, и подобная  шипучая продукция - им даже лицензию получать не надо, достаточно проинформировать наш профильный комитет, что открывают точку общественного питания. И далее они пользуются тем, что проверки направлять сразу к ним нельзя, а если проверять, то заведомо их предупреждают и любая точка тогда к проверке готова. И совершенно свободно и легально круглые сутки они торгуют алкоголем на вынос – достаточно открутить пробку. И это огромная проблема, поэтому бороться с «наливайками» нужно, прежде всего, законодательно. Я в этом абсолютно убежден.

 Нет, не умрут!

- Подождите, сейчас как раз высказывают мнение, если продлить время продажи алкоголя в сетевых магазинах, то «наливайки» умрут!

   
   

- Это проблему не решит! Ни одна «наливайка» в Пскове не закроется! Кроме того сейчас в областном центре  200 магазинов имеют лицензию на продажу крепкого алкоголя, и как только продлим часы продажи, через месяц появятся уже 400 магазинов. Если у нас сейчас порядка 60 «наливаек» в городе, то появится 500 точек по продаже алкоголя. Они откроются в каждом дворе, то есть в маленьких магазинчиках. Они потому и закрылись, что их звездный час наступал вечером, когда люди, возвращаясь с работы, скупали алкоголь. Раньше они его приобретали до 23 часов, и как только время ограничили 21 часом, магазинам стало невыгодно работать, они и прикрыли свои точки.

- А как же то, в «наливайках» шумят, возле них распивают, а не сидят там, как в кафе…

- Все правильно, по факту они и являются магазинами. И если мы откроем ящик Пандоры – продлим сроки продажи алкоголя, их будет в городе в 10 раз больше.  

- Но так бурно обсуждается продление времени продажи алкоголя в магазинах…

- По результатам антиалкогольного рейда ни одна «наливайка», несмотря на то, что у них были выявлены грубейшие нарушения (даже в результате уголовные дела возбуждены) не закрылась, они сменили лишь вывеску.

Или мы думаем, что продлим время продажи алкоголя до 10 вечера, и люди в паб уже не пойдут?  Но где гарантия, что они после 10 вечера в этот не отправятся? Он работает круглосуточно, даже если мы продлим продажу до 23 часов, то куда люди пойдут после этого часа? Опять в пабы! Проблема не решится никогда.

Убрать, и никаких гвоздей!

- Что тогда делать, по-вашему?

- Проблема решается просто – политической волей. Необходимо добиться у Госдумы, чтобы та  вернула регионам полномочия регулирования сферы общественного питания, связанной с продажей крепких алкогольных напитков. Тогда регион сможет через областное Собрание принять регламент, на основании которого общепит, намеревавшийся торговать алкоголем, должен будет соблюсти четкие нормы.

«Наливайки» из жилых домов мы можем убрать просто. Например, законодательно закрепив право за жильцами давать согласие на открытие точек общепита в их домах. Если она уже открыта, то ведь лицензия-то подтверждается ежегодно, и согласовывать с жильцами предпринимателю все равно придется. Далее – обязательно прописать, что такое общепит, где продается алкоголь. Сейчас ни требований к торговому залу, ни к кухне, нет. Достаточно иметь юридическое лицо, подобие барной стойки и микроволновку, где греть полуфабрикаты.

- Да и микроволновки далеко не везде есть!

- Правильно! Продажа чипсов и орешков – тоже кухня. Но у нас есть еще огромное количество «наливаек», где торгуют не крепким спиртным, а слабоалкогольной продукцией, которая приносит здоровью не меньший, а еще больший вред.

И если мы приведем нормативы в соответствие, когда  регионам дадут полномочия, и начнем вести контрнаступления на псевдо кафе, но только на те,  которые торгуют крепким алкоголем. Сфера продажи пивных  и слабоалкогольных  напитков  вообще не попадет под это регулирование.

Поэтому я убежден, что в нашей стране необходимо ввести лицензирование в сфере продаж слабоалкогольной продукции в общепитах, и тогда деятельность «наливаек» будет строго регламентирована. И хорошо бы иметь регионам эти полномочия – сейчас, повторю, мы ничего сделать не можем, так как живем по федеральным законам.

- Но есть и другая сторона, когда нам говорят: продлим время продажи, и тогда люди будут пить качественный алкоголь! Получается, в тех же «наливайках» он не качественный?

-  Я абсолютно убежден, что идея продления времени продажи спиртного - лоббирование интересов сетевых федеральных  сетей. В обществе, в нашем регионе в частности нет ни одной предпосылки, чтобы разрешить увеличить время продажи. По рейтингу мы далеко внизу, мы - один из самых пьющих регионов РФ, где смертность превышает рождаемость, где отток молодежи в другие города. Наш регион спивается и вымирает - об этом говорит Росстат. И мы поддадимся на федеральный лоббизм, они, мол, заботятся о здоровье, продавая качественный алкоголь, который контролируется? 

Во время наших рейдов с полицией, прокуратурой, где выявляли контрафактный алкоголь без акцизных марок, мы выясняли содержимое  тех бутылок  - оно не было опасно для здоровья. А федеральные сети давят именно на это. Так что продление срока продажи проблему не решит – народ ринется как раз в эти «наливайки» именно после того часа, как закроется продажа в магазине, хоть в 22, хоть в 23 часа.

- Хорошо, а как вы видите в идеале, где и как торговать спиртным?

- Прежде всего, это отсутствие «наливаек» и отсутствие алкогольной продукции в тех магазинах, которые находятся в жилых домах.

Идеальная картина для Пскова – отсутствие «наливаек» и запрет продажи алкоголя в продуктовых магазинах, расположенных в многоквартирных  домах.  Его надо продавать  в специально отведенных местах.  А сейчас родитель посылает ребенка за молоком,  и пока тот добирается до прилавка, проходит мимо водочного, пивного отделов, табака, да еще и на кассе видит 50-граммовые фунфырики с ярко-желтыми ценниками.

У нас  политика направлена на спаивание населения, огромные акцизы пополняют федеральный бюджет. А если мы хотим иметь здоровую нацию, то снежный ком, который на нас катится, нужно остановить, а делать его еще больше, продлевая время продажи алкоголя.

Смотрите также: