Наболело! Борьба за медицинские кадры

У Островской, теперь межрайонной, больницы богатейшая история. В следующем году ей исполнится 195 лет. 
Современное здание, просторные чистые коридоры, уютные кабинеты – питерские и столичные дачники, побывав здесь, лишь удивляются – да такого порядка и уюта и у них-то в столицах нет. Может, ещё и поэтому псковские роженицы с удовольствием используют свои сертификаты здесь, в 50 км от областного центра. Об этом и о многом другом, в том числе о проблемах здравоохранения, редактор «АиФ-Псков» побеседовала с главным врачом больницы Ириной БОГАЧЁВОЙ. 
Кабинет Ирины Михайловны нараспашку: звонки, документы, подчинённые. И её неоднократное напоминание - прежде всего себе - через час должна быть в Пыталово. 

   
   

20 минут и вся жизнь

Лариса Малкова, pskov.aif.ru: - Поднималась к вам на 4-й этаж, правда, приятно. Недавно ремонт сделали? 

Фото: АиФ/ Лариса Малкова

- Главному зданию 30 лет. Самая поздняя постройка – закрытый переход между зданиями. Последнее строилось под эгидой сосудистого центра, там шла перепланировка. Чтобы содержать больницу в таком виде, без капитальных вложений не обойтись. И каждый день в онлайн-режиме надо чистить и убирать. Со времени последнего ремонта прошло 10 лет. В больнице 215 круглосуточных коек, с 10-го июля 2015 года к нам присоединена Пыталовская районная больница - таким образом, на сегодня обслуживаем 40 тысяч населения. 
 

- Сосудистый центр ведь тоже рассчитан на несколько районов? 

- На семь! К сосудистому центру приписаны порядка 100 тыс. человек – Новоржевский, Пушкиногорский, Опочецкий, Красногородский, Себежский, Пыталовский и Островский районы. Сюда доставляют людей с признаками инфаркта и инсульта из этих районов. Он сделан по схеме маршрутизации с минимальным сроком доезда. Ведь при сосудистой катастрофе важны первые 4 часа от момента начала заболевания, чтобы эффективно проводить терапию. 
 

- Санавиацию не используете? 

- Она работает на региональный центр. Чтобы доехать к нам, вертолёты не нужны. К нам «скорая» везёт, важно, чтобы при транспортировке у больного были венозные доступы, важна терапия и тромболизис – то, ради чего сосудистые центры создавались. В данном случае не авиация нужна, а «Скорая помощь». Также у нас работают травмоцентр и родильное отделение второго уровня - принимаем рожениц без сопутствующих заболеваний. 
     
   

- Что привлекает к вам псковичек? 

- Внимание, чистота, красота, комфорт. Самое главное - подход и отношение к пациентам. 

Как Ватикан в Риме

 

- Неужели у вас и кадровой проблемы нет? 

- Кадры уезжают… Но не в Псков, а в мегаполисы, за зарплатой. Мегаполисы так хорошо живут в нашей стране, как Ватикан в Риме. В Ленобласти, например, некоторые больницы делают первый взнос за ипотеку. 
 

- А вы? 

- А я предоставляю служебное жилье. По жилищным вопросам, по изменениям в Жилищный кодекс мы обращались и к полпреду президента Беглову, и в Государственную Думу, чтобы обсудить вопросы о катастрофическом положении с кадрами в здравоохранении. Губернатор нас уже услышал, и недавно я получила приказ комитета здравоохранения, где эти темы прописаны. Сработано быстро, вчера я в администрации района об этом докладывала. Должны быть ипотеки на льготных условиях для специалистов (понятно, этот вопрос надо решать с Минздравом, региональный бюджет не вытянет), возможность первого взноса, все возможные пособия и выплаты компенсации. 
 

- Но медики ведь получают подъёмные! 

- Они у нас смешные, например, по сравнению с Московской областью. 


 

- Сколько, кстати? 

- По новому приказу - 150 тысяч для врачей. А до этого - ноль. 
 

- А миллион? 

- Как только это было принято, ко мне в Островский район приехало три врача. Одна вышла замуж за военнослужащего, правда осталась на территории области, деньги не возвращала. Другой получил миллион, отработал 5 лет и уехал в Ленобласть за тем же миллионом. Мы обратились в Госдуму об увеличении этой суммы до 3 миллионов, и не только для докторов в населённых пунктах до 25 тысяч человек, обсуждали и города до 50 тысяч. Последнее решение: в программу попадают города до 30 тысяч человек. Честно, меня устраивает эта цифра - 30 тысяч. Остров - третий в Псковской области город по величине населения, где живёт более 20 тысяч человек. 
 

- Значит, теперь и молодые врачи в маленьких городках смогут рассчитывать на эту сумму? 

- Уточню, что получали деньги доктора в офисах, сельские врачи. А на райбольницы это не распространялось. 
Но после тех докторов, за  последние 5 лет у нас не было ни одного. То есть, как врачи к этому миллиону относятся? Он ведь привязывает на 5 лет. Они эту сумму делят на 5 лет по 12 месяцев, и получается плюсом к зарплате 18 тыс. рублей. При средней зарплате в регионе 30 тысяч рублей плюс 18. А Санкт-Петербург давал среднюю зарплату 60 тысяч, а сейчас 120! Мы не успеваем конкурировать. Поэтому доктора, особенно молодые, хотят быстрее встать на ноги. А тот опыт, который получают на селе – бесценен, это их достижение, их с руками и ногами берут в Санкт-Петербурге и Ленобласть. И как их удержать? 

Крик души

-  С фельдшерами хоть легче? 

- Такая же тяжёлая тема, как с врачами. В прошлом году регион предложил 300 тысяч рублей для фельдшеров, работающих на селе. Так только одна выпускница воспользовалась этим предложением. Самая болезненная ситуация на «скорой». Контролируем доезд до пациента - 20 минут, а ехать некому… Это крик души района. В Пскове по-другому, там и совмещения, и подработки, можно если не решить проблему, то хотя бы снять её остроту. 
 

- Сколько сейчас у вас вакансий докторов? 

- 105 вакансий должностей врачей по больнице. Сколько мне реально нужно, чтобы не работали с коэффициентом совместительства «три»?.. Как минимум около 20 человек. Тогда люди смогут отдыхать, а не работать круглосуточно, и у них не будет быстро развиваться эмоциональное выгорание, даже у молодых. Именно у молодых! Доктора старшего поколения прошли «медные трубы», и когда наступает порог терпения, они просто уходят на пенсию. 
 

- Знаю, что и в Новоржевском районе, и в Пыталовском много врачей в возрасте. С одной стороны – да, люди работают ещё долго на пенсии, но с другой… 

- Гордиться этим не надо. Да, много врачей, кому уже за 70, есть даже за 80. Но если они уйдут, кто будет работать? Пока их заменить практически некем. 
Между регионами идёт борьба за медицинские кадры, потому что они в дефиците везде, даже в тех городах, где есть медицинские вузы. 
А в последние 2-3 года идет линчевание профессии врача, особенно в СМИ! Дефицит профессионалов привёл к тому, что даже выпускники вузов идут не в государственные, а в частные клиники. Во-первых, там дозированная нагрузка, во-вторых, зарплата, безусловно, выше, и, в-третьих, там серьёзные юридические службы, которые защищают их права. То, чего нет в госучреждениях. У нас есть только интенсивный малоблагодарный труд и… всё! 
 

- Интересно, почему частные клиники берут специалистов без стажа? 

- Они там продолжают учиться. Молодых специалистов дотягивают до нужного профессионального уровня. Им проще взять врача без стажа, чем человека с опытом, у которого семья, болезни, расшатанные нервы. Молодежь они учат работать с клиентами, а не с пациентами, благодаря которым выполняют финансовый план. 
 

- Ирина Михайловна, как обстоят дела с финансированием? 

- Эта проблема, пожалуй, такая же острая и важная, как и кадровая.

 

Много лет региональный бюджет не выделяет средства на капитальные вложения. Денег просто не хватает! Сначала строили онкодиспансер и все ресурсы отправляли туда, потом - перинатальный центр и все деньги - в ту строну. Но в учреждениях здравоохранения ремонты и капитальные вложения в них должны идти постоянно. Например, оборудование, которым оснащены за федеральные деньги сосудистые центры, имеет 100-процентный износ. А оно используется 24 часа в сутки 360 дней в году. На сколько хватит аппарата искусственной вентиляции легких, который не выключается? Поэтому нужны средства, и немалые, и на обслуживание, и на ремонт. Проблем очень много: и несовершенная работа системы ОМС, и не доведенный до конца закон о монетизации льгот, когда основную часть бюджета в части льготных лекарств съедали препараты для орфанных больных. Региональная казна просто не выдерживала этой финансовой нагрузки. У нас получилось, что финансирование этих больных взял на себя федеральный бюджет. 


- В вас уже политик говорит! 

- Честно говоря, я себя публичным человеком не считаю, хотя уже третий срок в областном Собрании. Нас там, кстати, пять докторов. И в районе меня, не думаю, что все в лицо узнают. Мы акции не проводим, а ведём кропотливую, но упорную работу с Госдумой. Это запросы, ответы, бумаги, решения, постановления. Это не так заметно, как если выйдешь на площадь и прокричишь в микрофон. Эта работа не быстрая, но она даёт результат.