Наверное, человек, который объездил все сиротские учреждения Псковской области, который успел стать «личностно значимым взрослым» для нескольких очень одиноких ребят, знает, о чём говорит.
Он действительно знает о сиротстве и том, как с ним бороться намного больше, чем обычный человек и точно не меньше, чем «профильный» чиновник. Говорить на эту тему, то есть просвещать любого благодарного слушателя в вопросах борьбы с сиротством, Даниил готов бесконечно, но ему редко позволяет время. Вот и сейчас, торопясь, он берёт у меня ручку и начинает рисовать некую универсальную схему, чтобы наглядно было видно – сколько же у нас сирот, и кому из них можно помочь?
У кого есть шанс?
- Вот смотрите: согласно официальным данным в Псковской области чуть более 3 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Но: большая часть из них живут в семьях! Чаще всего у бабушек-дедушек, что, как я считаю, всё же хуже, чем, например, у старших братьев-сестёр. Люди не вечны и зачастую ребёнок, живущий у бабушки, второй раз оказывается сиротой… Но, тем не менее, лишь 960 из этих трёх тысяч есть в федеральном банке детей, которые подлежат семейному устройству. И опять же – но: 744 ребёнка старше 10 лет, 123 – инвалиды с довольно тяжёлыми нарушениями. У этих ребят шансы на усыновление очень небольшие. Кроме того, у большинства из тех, кто находится в социальных учреждениях, есть братья и сестры. А разлучать их по закону не рекомендуется, что также снижает шансы каждого из них на семью. Есть ещё немало случаев, когда у находящихся в детдоме или интернате детей есть родственники. Я знаю двух мальчишек, погодки, 4 и 5 лет, недавно делали им видеоанкету. Они живут в интернате, а через дорогу живет их бабушка, которая сама их воспитывать не может. Но при этом периодически высказывается против любых попыток найти им семью. Вот, исходя из всего вышесказанного, получается, что реальный шанс на семью есть только у 150-170 ребят.
- И поэтому страна без сирот – утопия?
- Я не это имел в виду, тут на самом деле нужен отдельный длинный разговор о работе с так называемыми кризисными семьями. Но сейчас я о другом хотел сказать. В России существует только две формы семейного устройства: усыновление и опека. У опеки несколько видов: если ребёнок моложе 14 лет, то это опекунство, если старше – попечительство. Опека может быть и возмездной, когда оформляется договор с приёмной семьёй. Но, если мы хотим хоть помочь 744 ребятам – старше 10 лет, с братьями и сестрами, надо развиватьв регионеи так называемый «гостевой режим» - временное пребывание ребенка в семье.
Просто погостить
- Это не жестоко: показать, как живётся в семье, а в понедельник вернуть в казённые стены?
- Во-первых, эта форма не должна применяться и не применяется для детей младше 10 лет. Они не понимают разницы между «побывать в гостях» и «попасть в семью». Но для детей старше 10 лет, а таких, мы помним, в наших учреждениях большинство, это очень нужно. Для них побывать в гостях – это нормально и очень интересно. А как авторитет в кругу сверстников поднимается!
- Что можно успеть сделать для ребёнка за выходные?
- Один из последних грантовых проектов «Помогай-ки» сложился именно в таком, «гостевом» ключе. Но и мы не сразу к нему пришли. Я как-то понял, что вокруг меня очень много интересных творческих людей: они танцуют брейк, устраивают файер-шоу, рисуют. И мы решили поехать большой компанией в какое-нибудь детское учреждение, чтобы устроить там праздник. Для обкатки идеи выбрали детскую деревню в Федково в Порховском районе – о ней как-то писал центральный «АиФ», там живут ребята из интерната в Бельском Устье, с нарушениями в развитии. Опыт нам очень понравился. Решили ехать в Печорскую школу-интернат- директор Вера Николаевна Печниковасогласилась нас поддержать. Но тогда мы переборщили: детей много, мы закатили программу на три часа, они уставали, ими было трудно управлять. Наверное, с этого момента мы с моей коллегой Алиной Черновой и стали рефлексировать: что мы делаем, в правильном ли направлении идём, а как надо? И эти наши искания, «нащупывание» по-настоящему эффективного приложения усилийпродолжаются до сих пор. Так вырос еще один замечательный проект «Лесная школа»: туристический сбор, неделя в палатках в лесу… Вот именно там мы, наконец, сошлись с ребятами поближе, разглядели их. И поняли – какие они разные, помочь каждому - штучная работа. Многие были на пороге выпуска, этот период очень кризисный, и тут мы оказались нужны.
Быть другим
- Вы ребят к себе домой приглашаете?
- Да, собрать документы, на самом деле, несложно! Может быть, я так говорю, потому их уже раза три собирал…
- И каждые выходные у вас гости?
- Нет, не каждые. Стараюсь брать хотя бы раз в месяц! И всем рекомендую поступать так же. Не стоит считать это потерянным для себя временем. Если мы с ребятами отправляемся на картинг, так ведь и я буду кататься с ними. Это же весело! А для ребят полезно. Вот, казалось бы, машину на АЗС заправить – что в этом интересного? А им и удовольствие, и ответственное дело. Им вообще, это общение – огромный плюс в развитии, возможность вырваться из 4 стен, где они живут порой в мире таких мифов и иллюзий…
- Вы какие-то плоды своей работы в них уже видите? В тех, кто уже выпустился из учреждения?
- Мне недавно один из моих ребят сказал: «Если бы не ты, я был бы другим». Это было очень приятно, хотя он, скорее всего, где-то это услышал, не его фраза. Но всё равно славно, хотя тут можно пошутить, дескать, он не уточнял – лучше бы он стал или хуже.Всё же про плоды, итоги говорить очень преждевременно – он еще первокурсник. Но в чём-то я ему безусловно помог. И буду дальше следить за его судьбой, разумеется.
Смотрите также:
- Во «вписках» не значился? Психолог анализирует причины детской жестокости →
- Шанс на ошибку. Его в семье Шиловских давали даже детям →
- Е. Переплавченко: "Злые дочки-матери" →