Вадим Радун: «Там, где нищета, искусству не выжить»

   
   

 Впервые эта пьеса появилась на наших подмостках ещё в конце 70-х годов прошлого столетия и с тех пор стала уже «фирменным блюдом», которое неизменно «подают» к разного рода торжественным датам. На этот раз она будет показана в дни празднования 1150-летия российской государственности. Премьера состоится в Старом Изборске в рамках торжественных мероприятий по случаю этой юбилейной даты, но сам постановщик и актёры, занятые в пьесе, надеются, что уже в середине июня первый прогон (с приглашением зрителей) состоится в Приказных палатах Кремля. Главным художником спектакля выступает Валерий Мелещенков, а музыку к спектаклю пишет Татьяна Лаптева.

Вечный сюжет

- Вадим Иосифович, почему вы снова обратились к русской классике? Может быть, у вас родилось новое прочтение этого хорошо известного драматического материала?

- Для меня эта пьеса, прежде всего, о стремлении к красоте, пониманию и терпимости. И ещё в ней очень хорошо просматривается братская основа псковского народа. Обратите внимание на саму фабулу: при всей любви к царю эта девочка (по пьесе ей всего 15 лет) нашла в себе силы встать на защиту псковской вольницы. И, не найдя другого способа выразить своё внутреннее сопротивление, она жертвует собственной жизнью, спасая Псков от кровопролития. На мой взгляд, сюжет самый современный.

- Как идёт работа над спектаклем?

- В привычных рамках. Уже распределены роли, готова музыка, а Игорь Шаймарданов, который хорошо известен псковичам как талантливый график, заканчивает эскизы костюмов. Это яркий человек с большим художественным вкусом. Мы смотрели его предварительные наброски: они очень оригинальны, и я надеюсь, что зритель тоже оценит ту новаторскую нотку, которую он вносит в ткань постановки.

- Без проблем?

   
   

- Ну, куда же мы от них? Решительно не хватает актёров-мужчин. Для меня это пока неразрешимая задача.

- С такой же бедой сталкиваются и ваши коллеги в Великих Луках. Может быть, это какая-то общая болезнь?

- И называется она дефицит внимания к творческой жизни провинции. Вспомните, каким был Псков в советское время? В нашем городе считали за счастье работать артисты, которые потом прославились на столичных подмостках. К тому же всё было под рукой. Можно было съездить в Латвию и посетить спектакли рижского ТЮЗа, в Таллин, в Паневежис, не говоря уже о том, что под боком всегда были две столицы, одна из которых - Санкт-Петербург. И это при том, что наш город - удивительно театральный, и зритель у нас чуткий (надеюсь, таким и остался), активно откликающийся на разного рода новации. Сейчас по ряду причин наш город стал своеобразным географическим и социальным тупиком. Как следствие, замерла и театральная жизнь.

- Возможно, тому виной начавшаяся реконструкция театра?

- Нет сомнения, что ремонтировать здание было необходимо. Вопрос в другом: появится ли в новых стенах новый, интересный, творческий коллектив? Для меня это суть проблемы.

- Откуда такой пессимизм?

- Знаете, там, где нищета, искусству не выжить.

В поисках концепции

- Вы имеете в виду низкую заработную плату творческого коллектива?

- И это в том числе. Но материальная составляющая даже не главное. Вспомните, с чего начинался вахтанговский театр? 1918 год, Москва, голод, экономическая разруха, но нашлись сумасшедшие, которые начали репетировать «Принцессу Турандот». Это был творческий прорыв такой силы, который дал впоследствии целую плеяду мастеров сцены, не говоря уже о рождении подлинной школы. То есть я хочу сказать, что хоть театр и начинается с вешалки, но движет его вперёд творческая концепция. Пока же непонятно, что мы хотим дать зрителю. Или мы будем его тупо развлекать, пытаясь подменить телевизор, или попытаемся наладить взаимно полезный интеллектуальный диалог. Может быть, какие-то подвижки в этом вопросе сейчас и есть, но мне о них пока ничего не известно. Плюс, конечно, отсутствие внимания к проблемам театра со стороны самой власти.

Пример Авиньона

- В следующем году исполняется 25 лет вашему, кажется, самому любимому детищу - театру в исторических декорациях «Карусель». Он ведь мог бы стать настоящим брендом Пскова туристического.

- Когда я начинаю толковать о новых работах этого театра, мне практично возражают: зачем, если можно тот же спектакль поставить под крышей? Увы, но мы говорим на разных языках. Я не устаю повторять, что «Карусель» - это не театр под открытым небом! Потому что спектакль в исторических памятниках подчиняется своим законам. В нём кроме текста пьесы на зрителя «работает» и природа, звёздное небо, луна - весь космос, если хотите. Собственно, по такому принципу построен и фестиваль в микроскопическом городке Авиньоне, где каждая улица, приступок церкви становится поводом для удачной мизансцены. Псков в этом отношении на редкость театральный город, и я вам готов показать с десяток мест, где можно было бы разыграть феерическое действие.

- Такая попытка была предпринята два года назад в Кремле, где давали оперу «Псковитянка»…

- Совершенно провальная. И это не только моё мнение. Но самое печальное даже не в этом, а в том, что мы, живущие в этом городе, ещё раз поняли очевидную истину: нет пророка в своём Отечестве.

 

Смотрите также: