В районах будут собирать сельские школы под одну «крышу». Нет, все учебные заведения, как были, так и останутся в реале. То есть формально они станут одним юридическим лицом. Но любые решения будут приниматься с учетом местных особенностей и желаний местных жителей.
Не уйти в тень
«К каждому муниципальному образованию - подход индивидуальный, - заявил начальник Главного управления образования региона Александр Седунов. - С каждым из районов выстраивается собственная модель. Единого лекала нет. С каждым мы обсуждаем финансовый, организационный и кадровый потенциал. Ни одна из функций и направлений учреждений образования с точки зрения освоения образовательных программ, методической работы, подготовки и проведения ЕГЭ, госаттестации ни в коем случае не уйдет в тень».
Здесь, в общем-то, понятно, да и сами педагоги и администрация районов в этом вопросе согласны. В управлении образования Новосокольнического района так и заявили: «Морально мы давно готовы к реорганизации. У нас на весь район 1300 учащихся и до сих пор 12 школ, есть школы, где учатся всего 20 человек». И при этом в каждой школе немалый административный аппарат и бухгалтерия. В Пскове к этому относятся с пониманием. Так, начальник управления образования Пскова Игорь Прокофьев, заметил, что в рамках этой работы в первую очередь необходимо сократить избыточный управленческий персонал.
«Минусов я не вижу ни для учащихся, ни для коллег. Другого пути просто нет», - высказал свое мнение директор Псковского индустриально-технологического техникума Сергей Бельгесов.
Второе дыхание
Объединение детских садов и школ – тема не новая, даже для Пскова. По ней успешно, начиная с 90-х годов, работали в Пскове Педагогический комплекс, Билингвистическая гимназия, 18-я школа и лицей «Развитие». Надо сказать, что работали вполне успешно. А вот за границей подобные интегрированные центры давно и отлично живут. Кстати, в США и Европе, ребенок начинает с 4 лет ходить в школу – не в классическую школу в нашем понимании, а дошкольное отделение образовательного центра.
Да и в Москве не осталось просто школ, гимназий, лицеев, детсадов. Там они успешно существуют под эгидой образовательного центра.
Что же ждёт в случае объединения образовательный центр? Один из существенных и самых главных плюсов объединения — экономия средств. В системе образования, как известно, введено подушевое финансирование, то есть деньги выделяют не на всё учреждение, а на одного учащегося или воспитанника. Чем больше детей входит в состав образовательного комплекса, тем он «богаче». В рамках сокращения штата сотрудников, появляются свободные средства, которые можно потратить на улучшение оснащения, закупку методического материала, бонусные выплаты педагогам.
Небольшие образовательные учреждения, в которых занималось немного человек, не могли позволить себе квалифицированных специалистов: логопеда, инструктора по плаванию. В образовательном комплексе это становится возможным.
Очень важно, что усиливается преемственность дошкольного и начального школьного образований. Делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школьным стенам до официального поступления в школу.
Немаловажно, ресурсы, имеющиеся в распоряжении одного комплекса, становятся доступны и остальным подразделениям: библиотека, бассейн, тренажерный зал, сенсорная комната и прочее.
Объединение детских садов и школ перспективно в плане выстраивания диалога в профессиональной сфере. Педагоги обмениваются опытом, выбирают наиболее оптимальную систему взаимоотношений, выплаты зарплат, например.
Для родителей образовательный комплекс — это большое преимущество, так как им не придется бороться за «место под солнцем» для своих детей. Дети, посещающие детский сад в составе образовательного комплекса, автоматически попадают в школу из этого же комплекса. Могут они, конечно, пойти и в другую школу, если там будут места.
Третьего не дано
«Можно долго рассуждать, что плохо и хорошо, но третьего нам не дано, - говорит директор Псковского педагогического комплекса Любовь Николаева. - Новый закон об образовании как раз подразумевает эту модель детсад-школа – дополнительное образование. Ничего страшного в этом нет (ППК работал по этой модели с 1993 года по 2013-й - ред.). Ребенок проходит этот цикл, начиная с дошкольного образования и заканчивая школу в рамках одной образовательной программы, и в этом большой плюс, наши родители знают. В составе одного юридического лица интегрируются программы, вопрос преемственности решается проще. Специалисты дополнительного образования могут вести уроки в школе – это хорошо для ребенка и для родителей. Плоховато для аппарата управления, потому что администрация дошкольного учреждения будет сокращена, например бухгалтерии будут объединять. Что касается воспитателей, они абсолютно не пострадают. Они знают, как ребенка готовить к школе и не будут давать лишнее, что не входит в рамки образовательной программы, по которой дети будут учиться в школе. Для ребенка и воспитателей - со все сторон хорошо».
Но есть «но». Например, в том же ППК, в прошлом году дошкольное учреждение вывели из состава комплекса. Почему? Потому что приняли разные нормативы на воспитанников детсадов и дошкольных отделений комплексов. На дошколят в комплексах стали выделять меньше денег, чем на детсадовцев. Соответственно, там стали получать меньше, чем в саду.
«Если норматив будет единым, как обещает область, и все учреждения интегрируют в единую систему, то от этого выиграют все», - подытожила Любовь Николаева.
ОПРОС
А что думают по этому поводу образования в районах области?
Заведующая МДОУ детский сад № 2 «Теремок» г. Дедовичи, Татьяна Дёмина.
- Я считаю, что объединение не нужно, так как присоединение детского сада к школе по-разному повлияет на детей и их родителей. Одни захотят видеть развитие детей на базе школьных знаний, другие же будут поддерживать уже устоявшиеся временем методы обучения детей на базе детского сада.
Заведующая МДОУ детский сад «Солнышко» г. Дно Светлана Портнова.
-Это вопрос еще открыт и рассматривается. Для детишек это очень хороший шанс для развития способностей на базе школьного уровня, возможность посещать новые кружки дошкольного образования.
Директор средней школы №1, п. Дедовичи Владимир Елизаров,
-Данное мероприятие - не очень хорошо, потому что в нашем поселке собираются объединять школы, которые находятся в 40 километров друг от друга, не вижу смысла в экономии, так как детей все равно нужно будет развозить по школам-домам. К нам собираются присоединять детскую спортивную школу. Просто не очень понятен образовательный процесс, так как придется сокращать персонал, связанный со спортивной деятельностью, также потеряется внеурочная деятельность учеников. Никто не может сказать, что будет после объединения, но все твердят об экономии.
Директор школы №50 г. Дно Татьяна Щукина
- Объединение с одной стороны даст свою пользу, будет больше кружков для подготовки детей к школе, система образования, возможно, поднимется на новый уровень. Но с другой стороны хотелось бы одну большую школу, где хватало бы места всем учащимся, и чтобы учителя не бегали из одного здания в другое.
Учитель начальных классов школы №50, г. Дно Елена Степанова
- Это хорошая возможность обучать детей по единой программе, а не так что в одной школе одна программа, в другой другая. Детям и родителям будет проще в этом отношении.
Смотрите также:
- Экзамен на прочность: Учащиеся и их родители не одобряют ЕГЭ →
- Так ли страшны новые образовательные стандарты? →
- Перед ЕГЭ все равны? →