О том, почему такой подарок от Министерства культуры вызывает неприятие, мы решили выяснить у археолога, профессора, кандидата исторических наук Инги ЛАБУТИНОЙ, посвятившей исследованию Пскова несколько десятилетий.
Лариса Андрюшина, aif.pskov: Инга Константиновна, почему памятник не должен появиться в сквере на Запсковье?
Инга Лабутина: идея увековечить память участников Первой мировой войны заслуживает поддержки. Вызывает возражение непродуманное и необоснованное решение о месте его установки. Монументальный памятник предлагают разместить в охранной зоне Кремля, в непосредственной близости от последнего, между рекой Псковой и улицей Леона Поземского (средневековой Званницей). Ближайшие средневековые памятники - Кремль, церковь Косьмы и Дамиана, Палаты Трубинских. Проектируемый семиметровый монумент никак не связан с этой территорией. Его нахождение здесь нарушает целостность восприятия, создаёт дисгармонию. Городским властям, как мне представляется, необходимо выбрать иное место и прислушаться к рекомендациям специалистов по культурному наследию.
Большая утрата
- В 50-е годы, когда вы приехали в Псков, уже существовали какие-то законодательные нормы, предписывающие осторожно обращаться с памятниками старины?
- Первые охранные раскопки, можно сказать, прошли в 1954 году. Но они не были охранными в полной мере в современном понимании. Было Постановление 1948 года. По нему, когда начиналось строительство промышленных объектов - каналов, электростанций к примеру - застройщик за свой счёт должен был изучить все археологические памятники, входившие в зону подтопления. А вот как определить, где оно, ценное - это уже вопрос охранных зон. В своё время руководитель экспедиции Государственного Эрмитажа Григорий Павлович Гроздилов начал раскопки на Октябрьской площади, когда в котловане под Дом связи обнаружили остатки деревянных построек средневекового Пскова и богатейший культурный слой. Оказывается, люди здесь жили с конца X века. Он же добился проведения предварительных раскопок на месте возведения дома, в котором ранее размещался «Детский мир». И это удалось. А вот здание главного корпуса пединститута построили без раскопок, кинотеатр «Октябрь» - тоже. И это большая утрата. Тогда ведь ещё не были разработаны те документы, которые определяли режим охраны культурного слоя и которые мы имеем сейчас.
- Впоследствии постоянно фигурируют «охранные зоны 1995 года»…
- Пскову очень повезло, что в течение 1970-1990-х годов проектированием занимались архитекторы из института Ленгипрогор, сейчас это институт урбанистики. Возглавляла группу Галина Петровна Боренко. Тогда же группа и начала работу над проектом охранных зон. Это был практически один из первых, если не первый проект охранных зон в древнерусских городах, его ещё называют объединённой охранной зоной. Она включала весь центр Пскова в пределах Окольного города, до улицы Горького на Завеличье.
В 1995 году, когда документ утверждали, предполагали, что строить в границах допускается, но с соблюдением этажности и ряда других условий, в том числе - проведение охранных археологических исследований. В дальнейшем большое значение в охране памятников сыграл роль 73-ФЗ (2002 года) «Об охране объектов культурного наследия». В частности, закон запрещал строительство в границах охранных зон. В 2013 году областное Собрание утвердило границы зон охраны режимов использования ансамбля Кремля и ещё 11 объектов культурного наследия. Но большая часть памятников не имеет обновлённых зон охраны! Поэтому в этих случаях мы считаем необходимым руководствоваться текстом постановления об объединённой охранной зоне 1995 года.
Без главного
- Вы хотите сказать, что нарушений удалось избежать?
- В большинстве случаев - да. Нарушения, разумеется, были. Но то, что проект охранных зон 1995 года на пару десятилетий спас Псков от серьёзных нарушений культурного слоя – это точно. Везде надо было пройти через археологические охранные раскопки. Приходилось отстаивать своё мнение, переубеждать оппонентов - чтобы спасти памятники от разрушения. Одним из самых крупных нарушений стало строительство на Золотой набережной, на значительной части которой охранные раскопки не произвели, а культурный слой залили бетоном.
- В Пскове есть примеры удачного коммерческого строительства? Когда строители соблюдают все нормы?
- Сколько угодно! Самый яркий пример - Двор Подзноева, но есть и другие. Я считаю, что правильное решение при задании на проектирование, при выборе места никогда не приведёт к конфликтам. Наличие службы главного архитектора в составе администрации Пскова во многом сделало бы более продуктивным сотрудничество строителей и хранителей культурного наследия.
Такой рациональный
- Как получилось, что вы, москвичка по рождению, остались жить в Пскове?
- Псков, несомненно, притягивает. Для меня он стал и домом, и темой научной работы. Здесь познакомилась с будущим мужем. Благодарна судьбе за то, что в первые годы работы в Пскове встретила увлечённых, интересных специалистов. Среди них один из первых - Леонид Алексеевич Творогов, коллеги-музейщики, архитекторы-реставраторы, краеведы. Вспоминаю Сергея Александровича Цвылёва, бывшего одним из первых консультантов всем, кто интересовался историей и архитектурой Пскова. Он, кстати, начал составлять Псковиану. Замечательные воспоминания о друзьях из экспедиции Государственного Эрмитажа и её первом руководителе Григории Павловиче Гроздилове. Многому я научилась у них. Уже позднее, в 60-е годы, меня пригласили работать в Псковский государственный пединститут, где я преподавала в течение нескольких десятилетий. Благодарна своим коллегам и студентам за долгие годы сотрудничества. Часть моих учеников стала археологами, и я горжусь их успехами.
- Мне кажется, большинство из нас даже не задумывается, в каком уникальном городе мы живём…
- Псков - один из немногих российских городов с тысячелетней историей. Это делает нашу жизнь увереннее - ведь предки жили здесь более тысячи лет. Снабжали себя всем необходимым, вели торговлю, защищали границу, преодолевали невзгоды. Это внушает надежду, что и мы справимся с любыми трудностями. Псковичи настолько рационально спланировали город, что основные улицы остались на прежних местах! Человек, который идёт по Советской, знает, что раньше она называлась Великой, или Великолукской. Улица Карла Маркса - бывшая Петропавловская. А сколько было всяких заулков, переулков! Это же не выдумка: все события - радостные и печальные - зафиксированы в летописях. А раскопки нам добавляют такую информацию, о которой мы никогда даже и не подозревали...
P.S. Накануне выхода газеты в свет Инга Константиновна отметила 80-летний юбилей. Редакция и читатели присоединяются ко всем уже прозвучавшим поздравлениям и желают крепкого здоровья, жизненных сил и оптимизма.
Смотрите также:
- В Петербурге чтят память псковского архитектора Юрия Спегальского →
- Псковская Атлантида! Николай Розов о земле, которую мы потеряли →
- Провинциальная коллекция. В ней собраны 6 веков истории Себежа →