«Отложенные деньги». Петербургский нумизмат – о кладах и сокровищах Пскова

В конце прошлого года Псковский музея-заповедник сообщил, что в его неизученных фондах обнаружили два клада монет. В этом псковичам помог научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Константин Горлов. В интервью «АиФ-Псков» он рассказал, как удалось совершить открытие, какова дальнейшая судьба находок и чем они ценны для науки, а еще – чем примечателен «стандартный» русский клад.

   
   

Работа только начата

- Максим Андреев: Константин, какую работу вы выполняете для Псковского музея-заповедника?

- Константин Горлов: Я получил от него приглашение разобрать две не паспортизированные серии монет. Такое часто бывает в музеях: при длительном хранении теряются документы о поступлении. Тем более в случае катаклизмов XХ века. Нужно было понять, что это за монеты и каково их происхождение.

ДОСЬЕ
Константин Горлов окончил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работает научным сотрудником Института истории материальной культуры Российской академии наук. В сферу его научных интересов входит денежное обращение на Северо-западе России в XV-XVIII веках.

- К вам с такими просьбами обращаются часто?

- Да, нумизматы редко бывают в штате музеев: обычно они работают в научных организациях. Так что ко мне довольно часто обращаются с подобными просьбами. В основном я работаю с музеями Северо-запада, теперь вот и с Псковским музеем-заповедником.

- В чем заключается ваша работа с этими кладами?

- Нужно в первую очередь провести научную атрибуцию каждой монеты, отнести ее к государству-эмитенту, продатировать и найти номер в базовых каталогах. А потом уже дальше, на основании особенностей чеканки, сгруппировать их.

   
   
Нумизмат Константин Горлов способен сделать открытие в буквальном смысле «за письменным столом». Фото: Псковский музей-заповедник

- Вы ее уже завершили?

- Нет, она только начата. На настоящем этапе сделано только научное определение всей коллекции. В дальнейшем будем пытаться понять историю поступления этих находок музей, искать в дореволюционных публикациях какие-то сведения об этих кладах, потому что теперь мы знаем время сокрытия и количество монет. Возможно, информация о них уже была опубликована.

Эффектные находки

- Чем интересны эти конкретные находки, как они могут помочь развитию науки, музею?

- Из большой группы этих монет нам удалось выделить два клада: особенности их внутренней структуры позволяли это сделать. Первый клад представлен польскими монетами начала XVII века, это чеканка Сигизмунда III. Там всего 17 монет: либо это целый клад, либо часть клада. Подобные клады хорошо известны на территории Польши, Белоруссии, в Смоленске их тоже находят. Возможно, этот клад был завезен из Польши в Псков в дореволюционное время, а найден в пределах юго-западных земель Польши.

Второй клад состоит из русских монет второй половины XVIII – начала XIX века, в нем было зафиксировано 640 монет: в основном пятикопеечники эмиссии Екатерины II. Это клад, скорее всего, екатерининского времени, который был найден в пределах Псковской области и представляет интерес для характеристики специфики местного денежного обращения. Топография таких кладов, как правило, связана с сельской местностью, в нумизматической литературе они получили условное название «крестьянских кладов».

Была также третья группа монет – это единичные русские монеты XVI-XVIII веков: чеканки Ивана Грозного, Петра I, Михаила Федоровича. Они вероятно поступали в музей из разных источников и в разное время, вплоть до 1917 года. Там есть, например интересная группа петровских серебряных копеек, которые почти точно специально отбирались для музейного хранения и, возможно, изучения.

- Я правильно понимаю, что в музейщики, разбирая свои фонды, просто нашли коробки, в которых были эти монеты, по которым у них не было никакой информации: ни где они найдены, ни что из себя представляют, ни как они попали в музей?

- Да, но на части монет сохранились небольшие шифры, какие-то старые записи. Эти отрывочные сведения указывают на то, что это старые поступления, вероятно дореволюционные. Вероятнее всего эти монеты поступили еще в Псковскую археологическую комиссию и они очень ценны для музея. И одна из задач нашего исследования – это понять историю поступления этих кладов.

КСТАТИ
Псковское археологическое общество было основано в октябре 1880 года «для исследования памятников древности и старины, исторических, этнографических и археологических исследований и изысканий, обозрения и описания собраний древностей и памятников». В 1900 году повелением Николая II ему были переданы для размещения музея Поганкины палаты.

- В экспозиции музея они могут сыграть какую-то роль, или это больше про накопление фактов, материал для историков?

- Нет, они, конечно же, интересны и для историков-нумизматов, и будут очень хорошо смотреться в экспозиции музея. Насколько я знаю, их планируются выставлять. Это очень эффектные находки: крупные, красивые монеты. Если мы говорим о польском кладе, то это серебряные монеты в очень хорошей сохранности и про них можно рассказывать довольно-таки интересные истории. Клад пятикопеечников – это очень крупный клад, они тоже будут экспонироваться.

Темные пятна

- А что вообще из себя представляет нумизматическая коллекция Псковского музея? Что там есть интересного и для ученых, и для, скажем так, простых посетителей?

- Псковский музей очень имеет очень богатую нумизматическую коллекцию, там представлены клады XVI, XVII, XVIII веков. И есть огромный клад-коллекция, который был найден в 2016 году. Но на сегодняшний день они хранятся в фондах и только небольшая часть из них хорошо исследована: это большая задача на будущее. Эти клады могут послужить материалом для изучения специфики денежного обращения в Псковской республике XV века, которое пока является темным пятном для нас.

- С кладом-коллекцией вы не работали? Я так понимаю, это мечта для любого нумизмата…

- С ним пока работают нашедшие его археологи, его часть представлена в экспозиции. А так, конечно, это чрезвычайно интересный клад. Важно, что он стал кладом в момент сокрытия и обнаружения. А так – это коллекция монет. И нужно искать людей, которые занимались ее формированием, разбираться, по какому принципу она составлялась.

КСТАТИ
В 2016 году в Пскове во время раскопок нашли спрятанную во время революции коллекцию монет, охватывающую период от XV века до начала XX и включающую уникальные экземпляры. Предположительно, ее владельцем был известный псковский собиратель Фёдор Плюшкин.

- Верно ли ощущение, что сейчас мы реже узнаем про новые клады, потому что люди просто не уведомляют государство об их обнаружении?

- Да, к сожалению сейчас «черные копатели» очень активно занимаются поиском сокровищ и находят огромное количество кладов. За редким исключением они не попадают в музеи, распродаются по частям и навсегда утрачиваются для науки.

Клады гораздо реже находят в ходе археологических раскопок. И как раз эти находки наиболее цены, потому что они имеют достоверное место фиксации и археологический контекст. А значит – представляют собой ценный исторический источник. Так что это очень большая проблема сегодня для исторической науки, археологии, нумизматики: гигантское количество материалов уходит в частные коллекции и остается недоступным для ученых.

- Константин, можете вспомнить историю клада, – с которым вам приходилось работать или о котором вы слышали от коллег, которая вас впечатлила бы?

- В дилетантском понимании клад – это обязательно какое-то невероятное сокровище. Но у нас подавляющее большинство кладов – это именно небольшие суммы, так называемые «отложенные деньги», которые люди копили на какие-то крупные покупки или просто «на черный день». А вот клады-сокровища чрезвычайно редки.