Татьяна Мусатова вот уже 11 лет развивает бренд «Изборский пряник», который стал одним из самых успешных в Псковской области. Через какие тернии она пробивалась к признанию, Татьяна рассказала «АиФ-Псков».
В деревню из шумного Питера
- Татьяна, как вы оказались в изборской деревеньке Брод?
- Вышло все случайно. Изначально я хотела покупать дом в Изборске, но все оказалось слишком дорогим. Кроме того, все дома, которые находятся в его центре, являются объектами культурного наследия со всеми вытекающими отсюда последствиями, поэтому в Броду я искала альтернативу Изборску. Понравившийся мне дом не продавался. В нем жили питерские дачники, дом они приобрели то ли в 70-х, то ли в 80-х годах. Я несколько месяцев ездила к ним в Санкт-Петербург и уговаривала, и они мне его продали.
- Получается, в этот дом вы переезжали, зная, чем будете заниматься?
- На тот момент у меня уже была мастерская. Я какое-то время жила в деревне Олохово, что рядом с Сигово. «Изборский пряник» там и родился. Еще два года снимала мастерскую в Печорах и только потом переехала сюда. Я практически пять лет искала место, где хотела бы жить. Выбрала Брод, а через какое-то время узнала, что у деревни богатая история: некогда здесь работали 12 мельниц.
- Сколько лет вы живете в этом доме?
- Купила я его в 2017 году. Вид у него был удручающий, полы были наполовину сгнившие, да и все остальное оставляло желать лучшего.
- «Изборскому прянику» 11 лет. С какого момента идет этот отсчет?
- С первой ярмарки, в которой участвовал «Изборский пряник». До этого была подготовка, пробы. В общей сложности уже лет 12-13, как я этим занимаюсь. Самой идее около 20 лет.
- Как она возникла?
- Идея пришла не мне, пришла она тете моего тогда мужа Нине Пахаловой. Мы до сих пор дружим и сотрудничаем. Именно она заказала первые деревянные формы, выполненные на основе изразцов, и первые пряники пыталась делать сама. А в 2011 году я переехала в деревню и стало понятно, что надо чем-то заниматься и зарабатывать на жизнь.
- В какой момент вы приняли решение уехать жить в деревню?
- Мне кажется, после посещения Изборска, Труворова городища. Мне все это запало в душу, я стала думать, что надо переезжать в деревню. Я на тот момент жила в Санкт-Петербурге, с его вечными пробками, суетой. Работала на строительных объектах, правда, как художник, но все равно на стройке. Потихонечку меня это перестало устраивать. И я решилась на переезд. Ни о чем не жалею, а деревню Брод считаю самым красивым место в долине. У меня вид из окон на Изборскую крепость, на Городище.
Воссоздавая традицию
- Вы всем занимаетесь одна?
- Да. Есть, конечно, люди, которые помогают мне по строительству, но все руководство, вся организация на мне. Но так как есть уже опыт, то большой трудности это не составляет.
- А в какой-то период было прямо тяжело?
- Да, конечно, бросить хотелось все буквально до последнего года. Когда дом отреставрировала, это был такой знаковый, переломный момент. Я в него переехала жить и поняла, что самое трудное позади. Построить дом не так уж и сложно, а вот отреставрировать – задача не из легких.
- В детстве вы сами пряники любили?
- Нет у меня связанных с этим воспоминаний. Наверное, как и все дети я ела то, что было. Если была булка с сахаром и маслом, ела ее. Не помню я, чтобы были какие-то изыски или что-то кондитерское. Мама иногда готовила хворост, пекла пироги. Все довольно стандартное.
- А пекли сами?
- Я вообще никогда кулинарией не занималась, даже можно сказать, что не умела. Единственное, что умела готовить – это блины. С тестом никогда особо не работала.
- Тогда как родился рецепт ваших пряников? Как вы начинали?
- Рецепт получился совершенно случайно, какой-то я нашла и от него оттолкнулась. К моему удивлению, практически с первого раза все получилось. Была сложность привести его к технологической норме, чтобы постоянно один и тот же вкус получался. Я на самом деле горжусь тем, что не распыляюсь на разные вкусы и начинки. Мой пряник остался такого же вкуса, как и 11 лет назад. На мой взгляд, стабильность – это признак мастерства.
- То есть вы не планируете экспериментировать со вкусом, начинками?
- Если честно, я сама до сих пор с удовольствием ем свой продукт и пока не нашла тот вкус, который бы мне понравился больше. Сейчас много мастеров, которые хорошо подходят и к составу, и другим характеристикам пряника. Это где-то лет пять назад начался такой пряничный бум. А когда я начинала, то в ремесленном прянике было полтора землекопа. В Псковской области я и вовсе стала первым человеком, который воссоздал традицию.
Коллекция плагиата
- Ваши пряники пытаются подделывать?
- Ой, плагиата огромное количество. Но у меня все формы защищены авторским правом. Уже были суды, я их выигрывала.
- Копируют здесь, в Псковской области?
- По всей России. Мой пряник настолько узнаваем и необычен, что многие захотели то же самое и у себя иметь. Я отслеживаю плагиат, я с этим борюсь нещадно, потому что сейчас у меня есть все инструменты, чтобы наказывать таких людей. Есть нормы этики и морали, есть российское законодательство.
- А копируют что: форму или состав?
- А все. Есть те, кто копирует форму. У меня на логотипе лошадка-качалка и она же одна из первых форм. Люди ходили полгода мимо меня, смотрели, и в результате сделали пряник в форме такой лошадки. У меня он до сих пор сохранился, потому что я все примеры плагиата собираю. Или, например, у меня в составе написано: корица, имбирь, гвоздика, кардамон. А у них: имбирь, корица, гвоздика, кардамон. У меня слоган: «Когда еда – это искусство», у них – «Когда пряник – это искусство». До смешных вещей доходило. В итоге они стали повторять и мою глазурь.
- А вы же сами ее изобрели, насколько я знаю?
- Да, у меня даже есть звание «Мастер пряничного чуда» за изобретение этой глазури, потому что такую поверхностную глазурь я первая, кто ввел в печатный пряник. Техника в декоративно-прикладном искусстве известная, но на прянике до меня ее не применяли, по крайней мере, в таком сочетании. Если сейчас посмотреть, то большинство косят под мою «мусатовскую глазурь». Но слава Туле, которая отметила мои инновации, и это касается не только глазури, у меня есть еще несколько технологических ходов, которые до этого не использовались при изготовлении печатного пряника.
- А как вы узнаете о том, что кто-то в очередной раз вашу идею за свою выдает?
- Мне говорят, да я и сама много по ярмаркам езжу. Как только приедешь на фестиваль, через полгода какая-то твоя новинка у кого-то всплывет. Если честно, я уже немного устала от ярмарок, поэтому перестала на них ездить, только на каких-то знаковых бываю.
- Но разве заимствовать идеи – это ненормально?
- Нормально, но когда человек вдумчиво создает что-то свое на основе заимствования, а не просто копирует. Есть большая разница между плагиатом и насмотренностью.
- Вы же тоже свой рецепт где-то нашли, подсмотрели?
- Конечно, но я его взяла за основу, что-то изменив и добавив. Насмотренность – это когда человек много информации пропускает через себя и потом у него рождается новый продукт. И так весь мир живет. Это нормально, это создает сам автор. А когда человек просто копирует или плагиатит – это совсем другое. Бывает, что люди называются мной, чтобы быстро продать более дешевый продукт, прикрываясь моим именем.
- Наверное, и желающих учиться у вас было много?
- Да, но мне это не нужно. Пока я еще в силах, хочу, чтобы мой пряник был только у меня. Это нормальное амбициозное желание любого художника. Когда буду в преклонном возрасте, тогда, возможно, и захочу передать кому-то технологию приготовления пряников.
От идеи до воплощения
- Какими были ваши первые пряники?
- Были они в форме варежки сето и поросенка. Я делаю их до сих пор, правда, под заказ, потому что они не такие ходовые. Для каждого пряника шила холщовые мешочки. Этикетка на картонке была нарисована в ручную. Это был, конечно, настоящий подарок. Мне сейчас только одно не понятно: почему я так дешево это продавала. Видимо, не была еще уверена в себе. Пряники стоили просто копейки в сравнение с теми трудозатратами, которые были.
Ну, и начиналось все на коленке. У меня не было ничего: ни печки, ни тестомеса. Была только небольшая печурка с тенами то ли только сверху, то ли только снизу, и приходилось постоянно пряники переворачивать, поэтому какие-то не допекались, какие-то перепекались. Одним словом, это были какие-то пляски с бубном.
- Сейчас пряники упакованы в пленку, а почему не в крафтовую бумагу, например?
- Пряник будет высыхать, а так каждый пакет запаян и за счет этого пряник дольше хранится и аромат держит. Срок хранения в такой упаковке до полугода, но по ГОСТу я все равно пишу два месяца. Кроме того, пряник на витрине постоянно трогают, рассматривают. Представляете, что бы было, если бы он был упакован в бумагу.
- Как часто появляются новые пряничные фигурки?
- У меня в голове идей лет на десять, просто пока все не сделать, физически времени не хватает. Начало положила Нина. Она делала сказочных персонажей, а я стала делать те фигурки, которых, как мне казалось, не хватает. Как появился Скобарь? Для тульского конкурса я сделала мужичка с надписью «Тула», но он не выиграл первое место. Я подумала: «Ах так! Значит, он будет настоящим Скобарем». И он получился до такой степени хорошо, что был удостоен главного приза Всероссийского конкурса, как лучший сувенирный пряник.
- Какие пряники лучше всего расходятся?
- Котики, чуть похуже – собачки. Из больших пряников хорошо идет Скобарь, сейчас Пушкин хорошо продается, но я и рада, потому что дети его должны знать. Создавая свой пряник, я не отталкивалась от традиционного печатного пряника, который до нас дошел. У меня совершенно самобытная история получилась.
- Как происходит процесс создания пряника?
- Я рисую эскиз, потом делаю модель и керамическую форму. Пробовала работать с деревянной формой, но не пошло, потому что сейчас хороших мастеров, которые могли бы вырезать качественные формы, нет. Резьба специфическая. Мои формы другие.
- Вы их заказываете где-то?
- Я сама все делаю. Все, от идеи до воплощения, происходит здесь. Таких мастерских, как моя, три или четыре по всей стране. Всегда это было разделено на две профессии: знаменщики, которые делали доски, и пряничники. Я же делаю все это сама, что редкость.
- Пряники каждый день печете?
- Да, кроме выходных. Выходные – это святое. Я много лет работала без них.
Миллион задумок
- В этом году вы еще и музей открыли, детскую книжку издали, как вы все успеваете?
- Это не первые мои проекты. Через год после покупки дома я участвовала в проекте по реконструкции старинной лодки-долбленки. Волонтеры сделали причал, на котором дважды проходили деревенские праздники. Мы их и дальше проводить хотели, но некоторым это пришлось не по душе. Против меня было написано больше 100 писем, в которых в том числе говорилось, что я разрушаю кладки лебедей, что утка, которая мимо причала проплывает, перестает нестись и все в таком духе.
После этого два года я ни в какие проекты ввязываться не хотела, а спустя время решила сделать свой музей. У меня год ушел на сбор информации, написание статей, обустройство помещений. Теперь мне кажется, что места маловато. Мысль широко пошла, хочется еще что-то показать, осветить какие-то неизвестные моменты жизни местных крестьян. Местность эта действительно уникальная, ну где еще было 12 мельниц на одну деревню?
Что касается книги, то это сказка-раскраска. Она получила хороший отклик, у меня уже второй тираж. Главный герой сказки – пряничный кот Барон. Он путешествует по долине, встречая всех пряничных персонажей. В конце есть детский путеводитель по Изборской долине, можно самостоятельно пройти этот маршрут и какие-то необычные места посетить. Планирую писать продолжение.
- Раз места маловато, то, наверное, думаете расширяться?
- Планирую расширяться, но это без инвестиций долгий процесс, зато свой. Каждая ступенька роста выверена собственным опытом и это гораздо более стабильная ситуация, чем гранты и инвестиции от малознакомых людей. В свой бизнес я никого не хочу пускать. Еще и потому, что зачастую есть разница во взглядах, а мне нужно, чтобы художественная картинка была из одной головы, потому что это мое место, мой именной бренд.
Я, кстати, по этой же причине очень плохо веду соцсети. Крайне редко что-то там пишу, потому что посты должны рождаться в моей голове. Маркетологи не могут передать то, что мне важно. Так и живу: что-то успеваю, что-то нет. То, что не успеваю – либо откладывается, либо отпадает: значит, и не нужно было.