Псковский поэт, эссеист, литературный критик Вита Пшеничная стала лауреатом сайта «Российский писатель» по итогам 2021 года. «АиФ-Псков» она рассказала о значимости премии, поэтическом комьюнити, работе со словом и вдохновении.
Почетно и обязывает
- В начале года за подборку своих стихов вы получили звание лауреата сайта «Российский писатель» в номинации «Новое имя» по итогам прошлого года. Что это за награда, кто ее присуждает, за что?
- Все спрашивают, а я и сама толком мне знаю. Послала подборку стихов в первый раз в 2021 году, что называется, «на ура», ее опубликовали. Это сейчас я знаю, что там всё под контролем и наиболее ярких авторов выявляют на ежегодной основе. Сайт «РосПисателя» - для пишущего человека престижная площадка и главный «рупор» Союза писателей России. И оказаться в такой выборке - приятно, почетно и ко многому обязывает.
- Считается, что поэты, творческие люди вообще часто неравнодушны к чужому успеху. Как ваши псковские коллеги восприняли вашу победу?
- Замечательно. Я очень надеюсь, что это хороший пример для тех, кто по тем или иным причинам откладывает свое участие в конкурсах, либо боится остаться незамеченным, ничего никуда не отправляя. В этом ничего страшного нет. Все абсолютно доступно. К тому же, почему бы не бросить вызов самому себе?
- Насколько в Пскове развито поэтическое комьюнити? Поэты общаются, встречаются, читают стихи друг другу, критикуют и хвалят друг друга?
- Сейчас в связи с известными событиями все наше общение сузилось до уровня интернет-общения или телефонных разговоров. До этого были встречи, презентации, собрания. Знаю, что мои старшие коллеги в свое время изъездили практически все районы Псковской области, бывали в других регионах. Это все было доступно. И, конечно, шла обратная волна от зрителя, особенно от сельских жителей, у которых желание послушать «слово, которое отзовется», а оно, как правило, отзывалось, огромно. Более того, это самая благодарная публика.
- Вы сами следите за творчеством своих коллег? Чьи произведения нравятся?
- Слежу, мне интересно, как люди меняются: либо растут, меняя язык, манеру, вектор и разворачиваются в творчестве на 180 градусов. Но есть и те, кто, увы, при неплохих задатках топчется на месте, при этом прекрасно себя чувствует – это грустно видеть.
Назову Владимира Васильевича Клевцова, как прозаика, как человека одаренного в описании деревенской простоты и красоты, пейзажности, к тому же он автор интересных литературных портретов. Человек застал времена Юрия Николаевича Куранова, нашего блистательного прозаика, автора зарисовок и миниатюр о русской природе, и достойно продолжает его традиции.
Из поэтов сейчас я чаще всего читаю стихи Надежды Анатольевны Камянчук (она также получила звание лауреата по итогам 2021 года), она относительно недавно переехала в Псков, но много – с любовью и болью пишет о Псковщине. Я вообще этого не понимаю, когда люди приезжают на новое место, врастают в новую землю и не замечают красоты вокруг, не появляется в них чувство гордости за эту землю, приютившую их… Как это? Но, слава Богу, есть те, кто начинает ее воспевать красиво, высоко и талантливо – это так здорово, по-моему. К тому же Надежда Анатольевна постоянно выкладывает в соцсетях новые и новые стихи, которые не заметить попросту невозможно.
Не могу не назвать Валентина Яковлевича Курбатова. Мне очень близок его язык, речь, манера преподнесения, выражения слова; то, как достойно оно неслось, и какое бережное отношение к нему должно быть у русского человека, независимо от возраста и сферы деятельности.
Работа со словом
- Со своими читателями вы общаетесь?
- Когда мне предлагают провести творческий вечер, я с удовольствием соглашаюсь, особенно если это встреча с молодежью. Мне всегда интересно, любопытно, как меня воспринимает будущее поколение, какое у них понимание, отношение к слову, к стихам, к поэзии.
- Приходит, как правило, заинтересованная молодежь?
- Да, но новых лиц мало. Я пару лет ездила в составе жюри в Белоруссию. Там проводится фестиваль, а в рамках него - итоговый гала-концерт, на котором выступают авторы из разных номинаций. На этот концерт люди идут семьями, платят за вход, что нонсенс для Пскова. Покажите мне хоть одно литературное мероприятие, на которое люди бы шли и еще деньги платили! А там - зал битком, люди аплодируют. Я смотрела на это и глазам своим не верила, что так бывает.
Это, конечно, гигантская организационная работа в крепкой связке с местными коллективами, но ради одного такого праздника в год, я думаю, стоит усилия приложить.
Мы ежегодно проводим фестиваль исторической поэзии «Словенское поле». Все эти годы пытаемся подвести наш фестиваль к тому, чтобы сделать его одним из ключевых событий Псковщины. Пока получается не на 100%.
Возможно, нам самим надо более активно работать в этом направлении, искать партнеров, вести более широкую информационную компанию, но поддержка все равно нужна: и финансовая, в том числе. А у нас ведь какое к этому отношение: они столько лет делают это бесплатно, вот и пусть дальше делают. Сложилась аура фестиваля: светлая, заряжающая. Но выхода на зрителя, в частности, псковского, нет, и события как такового – именно для города и горожан - тоже нет. О фестивале с благодарностью и уважительно говорят и пишут его участники на страницах своих региональных изданий, выходят статьи, ролики… В Пскове – тишина.
- А за молодыми поэтами следите? Есть они?
- Слежу, насколько это возможно. В городском конкурсе молодых поэтов, чтецов и писателей малого жанра «Чернильница» и поэтическом конкурсе «В риFMу» участвуют интереснейшие авторы. Обращаешься к ним, зовешь, приглашаешь к себе поговорить, посмотреть подборки, но почему-то авторы, получив какое-то место, исчезают с поля зрения. Либо они остаются на том же самом уровне и дальше не двигаются, либо выбирают другой путь и уже совсем ничего не пишут.
Я не знаю, возможно, это вариант с элементарным выживанием. Поэзия же дело не прибыльное, а во главе угла у многих деньги. А здесь не о деньгах речь, скорее о послушничестве. Мне обидно, что молодежь не работает со словом, она даже не хочет этого. Написали текст, получили за него грамоту и словно остановились, продолжая писать в первоначальном ключе. Развития нет, нет работы над словом, а эта работа титаническая.
Как объяснить молодым, что фактически это рабство перед словом, когда ты подчинен ему и пока не доведешь его до совершенства, не можешь дальше жить, спать, есть... В голове постоянно вертятся варианты дорабатывания какой-то темы, пока точку не поставишь. У них такого нет: либо боятся, либо не хотят, либо не понимают.
Каждому свой автор
- Насколько реально сегодня поэту опубликовать настоящую «офлайновую» книгу?
- Все упирается в деньги. И это огромный минус нынешнего времени, потому что публикуют все подряд и очень трудно доказать, что опубликованное - это безобразие, издевательство над словом, над читателем, над русской мыслью. Раньше были худсоветы, у них, конечно, тоже были минусы, но был хоть какой-то отбор.
- Вы их застали?
- Нет. Единственное, что я застала — это более жесткий отбор в Союз писателей. А в какой-то момент можно было войти в Союз, имея чуть ли не одну публикацию. А что по ней поймешь? Да, она может быть успешной, но если копнуть глубже, то там пусто.
- Сейчас много площадок для публикации стихов в интернете. Как вы к этому относитесь?
- Скорее, к сожалению, да, много. Я говорю «к сожалению», потому что они расслабляют. У человека куча лайков и он начинает думать, что знаменитый. А я всегда говорю: выходи к зрителю, у тебя хорошие стихи, надо немного доработать и идти дальше. Но человеку хватает этого уютного болотца. Хотя не буду отрицать, там очень много талантливых людей. Иной раз читаешь и думаешь: что он тут делает, зачем?! Но это тоже один из способов найти своего верного читателя.
- Вы тоже ими пользуетесь?
- Да. Я зашла на них в лучшие времена, когда не было монетизации. К сожалению, сейчас многие сайты идут по такому пути. Ты платишь, а они публикуют тебя в каком-нибудь сборнике с эпатажным названием. А между нами говоря, эти сборники сродни братским могилам и хороших стихов в них очень мало.
- А авторитетные платформы есть?
- Для меня сильные площадки - сайты «Российский писатель» и «День Литературы», ну, и, конечно, толстые журналы, издающиеся десятилетиями. Туда просто так не попадешь, в выборе авторов они довольно щепетильны, и это понятно и правильно.
- На кого из известных современных российских поэтов вы ориентируетесь? Чье творчество вам нравится?
- Ни на кого не ориентируюсь. У меня внутри есть какой-то камертон, мне его Валентин Яковлевич Курбатов донастроил так ненавязчиво: посылал читать подборки разных авторов, я читала и внутри что-то происходило, какая-то магия, я и сейчас толком не могу сказать, что это? Но, видимо, улавливала ту самую волну, те самые штрихи, стили... А потом, уже, спустя годы, у нас пошел обратный процесс и чужие подборки посылала ему я, не указывая авторство, а он писал в ответ: «Да! Поэт! Кто такая (такой)? Почему не знаю?».
Я буквально с полгода назад стала искать таких самородных поэтов, пишу отзывы, рецензии. Далеко не все авторы на слуху, да это и неважно. Буквально на днях вышла рецензия на стихи Елены Фроловой, совершенно потрясающие. Как, какие изумительные она находит мысли, формы, образы! Почитайте московского поэта Евгения Юшина, молодого липецкого автора Александра Лошкарева… Все это настолько талантливо, просто ювелирная работа. Это люди, которые понимают, что такое слово и как с ним надо обращаться.
Из известных авторов назову Анну Гедымин, у нее удивительные стихи, пронзительная лирика. Ведь что такое настоящая поэзия? Когда читаешь, а у тебя внутри все отзывается, настолько это близко тебе, что плакать хочется. Вера Кузьмина - тоже человеку дано совершенно потрясающее умение, талант рассказывать какие-то исторические, бытовые, казалось бы, и непримечательные стороны жизни через поэзию.
- А что думаете о Вере Полозковой, которая без преувеличения стала «рок-звездой» в поэзии?
- Это вопрос врасплох, и полно на него ответить я не готова. Вера Полозкова – это, бесспорно, явление, но я давно ее читала, причем в связи с каким-то событием и сейчас я просто не помню своего впечатления, но что-то там такое было интересное, на мой тогдашний взгляд. Как в целом ко всему этому явлению относиться? Человек либо сам себя раскручивает, либо его раскручивают. Безусловно, на 80% он талантлив, если его стихи востребованы и о них так много говорят.
Не так давно к нам в Псков приезжала молодой поэт из Москвы – Маруся Привольная. Я на встречу не пошла, но почитала ее до этого и меня что-то покоробило. А потом дочь прислала почитать какой-то ее стих и спросила мое мнение. Мне показалось, что в ряде мест довольно коряво и требует доработки, причем, незначительной, о чем я и сказала. А она мне в ответ говорит, что я ничего не понимаю, что ее ученики читают эти стихи и им нравится. Значит, я уже выпадаю и надо наверстывать упущенное. У молодежи другие вкусы, они вообще - другие. На разные поколения приходятся свои авторы, герои. И в этом плане высказываться о творчестве человека негативно или однобоко только потому, что тебе «не зашло», нельзя. Сначала стоит почитать, себя более «пристально» послушать - как там, внутри? Если дрогнула душа, потянулась, значит, живая ткань, значит, уже можно говорить о таланте и поэзии.
- Что вас вдохновляет, где вы ищите темы для творчества?
- Хорошая штука - вдохновение. Львиная его доля - это сильные эмоции, любовь, конечно. Но для меня это тяжелый труд, после некоторых стихов приходится восстанавливаться – настолько много отдаешь себя и своего, из жизни.