Живет такой парень. Заполярный «Дядя Стёпа» соотносит обычаи с законом

   
   

В зоне обслуживания участкового уполномоченного старшего лейтенанта полиции Андрея Артиева проживает всего 3400 человек, только вот сама эта зона раскинулась на 320 километров. Летом населённые пункты Краснощелье, Каневка и Сосновка оказываются отрезанными от «большой земли». Единственная связь с цивилизацией - вертолёт, который летает один раз в неделю. Зимой участковый выезжает в рейды на снегоходе.

Сейчас в Ловозерском районе работают три участковых уполномоченных полиции, обслуживая самую большую и весьма непростую территорию Мурманской области. Этот район малонаселённый и полностью расположен за полярным кругом. Один из них - участковый уполномоченный старший лейтенант полиции Андрей АРТИЕВ.

Соотнеся обычаи с законом

«АиФ на Мурмане»: - Андрей Владимирович, как вас занесло в отдалённые уголки заполярного района? И как относятся к вам местные жители?

А.А.: - Территория моего обслуживания - это сёла Ловозеро, Краснощелье, Каневка и Сосновка. Большая часть их жителей - представители малых коренных народов Севера: саамы (лопари). Для них я, если нужно, и дежурная часть, и инспектор по делам несовершеннолетних, и сотрудник ГИБДД, и оперативник, и следователь, и тот, кто дебошира успокоит.

Краснощелье - моё родное село, я здесь служу участковым уже 8 лет. В 1998 году отслужил срочную службу в Мурманске в батальоне милиции срочной службы, пришёл на работу во вневедомственную охрану. Там прослужил более двух лет, после чего пришёл в патрульно-постовую службу. А в 2005 году наконец нашёл своё место в жизни - стал участковым.

Я, когда только приехал работать в отдалённые посёлки, работу свою начал с обхода жителей, которые дома имеют зарегистрированное оружие. Я тогда много со стариками-охотниками общался. Благодаря им знаю большую часть территории района и хорошо ориентируюсь на местности. Для того чтобы заслужить доверие этого народа, надо подходить к ним своеобразно, учитывая их менталитет, смотря на мир их глазами. Ну и пытаясь их обычаи соотнести с законом. А обычаи малых народов Севера таковы, что отцы семейств саамов приучают своих сыновей к охоте, не очень-то вникая в тонкости отечественного законодательства, разрешающего иметь оружие только совершеннолетним.

   
   

«АиФ на Мурмане»: - В таком случае, наверное, сложно работать с такими людьми? Как вы нашли к ним подход?

А.А.: - Главное - не рубить с плеча! В каждом конкретном случае необходимо вести диалог, с самым отъявленным дебоширом нужно попытаться договориться, чтобы он не озлобился, не увидел во мне врага. Я стараюсь успокоить человека, вникнуть в суть его проблемы, посочувствовать и лишь потом осторожно заводить нравоучительную беседу. Наверное, потому-то местные жители и зауважали меня.

Полицейский в костюме саамов

«АиФ на Мурмане»: - Не секрет, что основные занятия коренных народов Севера - оленеводство, рыбная ловля и охота. Наверное, и браконьеров немало?

А.А.: - Совершенно верно. Так, в 2003 году участились факты отстрела домашних оленей. Мне тогда пришлось прожить в тундре в общей сложности около трёх месяцев и буквально «прошерстить» окрестности. А это было начало февраля. Спустя время всё же удалось выйти на след браконьеров.

Местные жители рассказали, что охотники настолько обнаглели, что даже не боялись пастухов и вывозили убитых оленей на вездеходах. Поэтому, чтобы как можно ближе подобраться к браконьерам, я вместе со своими коллегами устроил засаду на противоположной горе. А чтобы не спугнуть, их пошли на хитрость: поверх формы надели национальные костюмы саамов. Отстрел оленей производился прямо на наших глазах. Злоумышленники, которые в тот день подстрелили почти 30 оленей, были пойманы. После ещё нескольких рейдов отстрел домашних оленей прекратился.

А ещё был случай: осенью 2010 года в районе села Сосновка один рыбак пытался убить другого рыбака из-за того, что тот узнал новое место клёва. Несколько лет подряд к одному из местных жителей приезжал в гости знакомый из Мурманска. Они вместе рыбачили. В тот день мужчина показал новое место приезжему и уже после совместной рыбалки решил убить своего напарника. Когда они возвращались, злоумышленник достал ружьё и выстрелил знакомому в спину. Рыбак получил тяжёлое ранение, а стрелявший - судимость.

Приходится и в леса выдвигаться, если кто-то потерялся. В основном это туристы. Последний из случаев был этим летом, когда группа жителей Санкт-Петербурга отправилась в сплав на байдарке и попала в шторм. На их поиски ушло несколько дней. Сначала удалось найти одного, а позднее ещё двоих. Но не всегда поиски заканчиваются так хорошо.

Тайга не прощает ошибок

«АиФ на Мурмане»: - Ну не всё же столь мрачно в вашей работе. Наверняка были и курьёзные случаи?

А.А.: - Были и такие. Как-то выехал на совместный рейд с сотрудниками ГИМС. Их целью было проверить маломерные суда и поставить их на учёт. Так, в ходе одной из проверок выяснилось, что две лодки имеют один и тот же государственный номер. А когда стали узнавать, кто их владелец, то выяснилось, что два родных брата. На вопрос, почему они поставили один и тот же номер, хотя лодка зарегистрирована только одна, они ответили: «Так мы же братья, почему бы и нет».

К слову, полицейский уверен, что если готов помогать людям, если сопереживаешь их бедам, то нужно идти в участковые. Редкие минуты отдыха Андрей Артиев проводит с семьёй, а ещё он заядлый рыбак и охотник.

 

Смотрите также: