Власть не думает о горожанах. Академику Орфинскому стыдно показывать гостям Петрозаводск

Фото: АИФ

   
   

Академик Российской Академии архитектуры Вячеслав Орфинский давно стал легендой в Петрозаводске - его репутация, как человека и как профессионала, безукоризненна, его экспертные оценки точны и компетентны, а его общественная активность заставляет поеживаться многочисленные строительные фирмы, пытающиеся навязать горожанам свои представления о прекрасном и допустимом. И это - в весьма почтенном возрасте. Орфинскому уже больше 80 лет, но, тем не менее, его мнение до сих пор звучит крайне весомо.

Почему Орфинский, никогда особо не жаловавший советскую власть, горой стоит за памятник эпохи социализма - кинотеатр «Сампо», почему он так скептически настроен в отношении реставрации Кижей, и удастся ли Петрозаводску сохранить свой исторический облик?

Издевательство над здравым смыслом

- Вячеслав Петрович, почему Вы столь активно выступаете в защиту кинотеатра «Сампо»? В конце концов, мало ли зданий 40-50-х годов пошли под снос, и никто их особенно не жалел. Строили в то время быстро, не очень качественно, да и об эстетике не задумывались..

- На мой взгляд, в случае с «Сампо» создается опасный прецедент. Как известно, в ходе судебного процесса о судьбе кинотеатра, проводилась экспертизы. Так вот, экспертам задавали вопрос о ценности здания, они же ответили на вопрос об его техническом состоянии - но это ведь не одно и то же! Так что, создается весьма опасный пример: завтра любой желающий сможет взять бульдозер, снести какое-нибудь старинное здание, и выстроить там многоэтажный дом, а на все претензии развести руками и заявить: да, это был интересный объект, но ведь он был разрушен на 70%. Рекомендация же экспертов - сфотографировать здание и отправить карточки в архив выглядит и вовсе издевательством над здравым смыслом. Зачем нам фотографии? Давайте сохраним само здание. Как бы оно не пострадало в результате то ли бездумного, то ли, наоборот, очень умного ничегонеделания нынешнего владельца.

Что касается интереса к зданию, то надо отметить, что это - единственная сохранившаяся в Карелии постройка, которая является образцом «пролетарской классики». Это было особое направление в советской архитектуре 30-х годов, использовавшее классические приемы и мотивы, но придававшее им композиционным закономерностям классицистической архитектуры более современное и строгое воплощение. Объектов «пролетарской классики» известно немного. Тем более ценна каждая сохранившаяся постройка! Это же живая иллюстрация творческих поисков в отечественной архитектуре первой половины 20-го века. Здание кинотеатра «Сампо» к тому же относится к провинциальной ветви «пролетарской классики», что также уникально и должно охраняться. Я считаю, что «Сампо» - выявленный объект культурного наследия. Крайне интригующе и то, что эксперты якобы не смогли познакомиться с чертежами, выполненными до обрушения здания. Но мало того, что есть такие чертежи, так даже готов проект капитального ремонта кинотеатра с сохранением его исторического внешнего облика. Эксперты то ли не очень тщательно искали эти чертежи, то ли не искали их вовсе.

Для власти важна прибыль

Впрочем, Орфинский уверен, что такая ситуация характерно не только для конкретного объекта, но и для всей карельской столицы:

   
   

- У нас пока сохранилась исторически сложившаяся сетка улиц Пока еще наш город отличается от многих городов, например, проблема транспорта не стоит так остро, как, скажем, в Петербурге или в Москве. Но все это пока… Угроза окончательной потери индивидуальности города, увы, вполне реальна. Памятники? Бывшую детскую поликлинику на пр. Ленина не дали снести, но с пострадавшим от огня зданием пока ничего не делается. Фундамент сгоревшего Дома Крестьянина продали - на его месте построено современное здание. Под угрозой зеленая зона на Древлянке. А ведь город наш как раз уникален тем, что массивы леса включены в городскую черту… Сегодня можно говорить, скорее, не о градостроительной политике города, а о градостроительном произволе. Причем, зарождаться он начал уже при мэре Демине, который сдал в длительную аренду городской парк, заложенный еще при Петре I.

В результате центр парка фактически превратился в огромный пивной бар. Та же история с прибрежным парком: по-видимому, с учетом постановки пивных палаток его так проредили, что из зеленых кулис он превратился в пушок, обрамляющий многочисленные пролысины. Я, как коренной петрозаводчанин, не могу не испытывать стыда, когда показываю гостям центр Петрозаводска под этими пивными вывесками. Между тем, у нас есть хорошие архитекторы, но город нуждается в коллективном творчестве и, главное, в грамотной градостроительной политике. Вот, казалось бы, демографическая ситуация давно изменилась, но по-прежнему вместо детских учреждений проектируются и строятся элитные дома и торгово-развлекательные центры. Власть не думает ни о физическом, ни о психологическом комфорте проживания большинства горожан. Прибыль, коммерция - прежде всего.

Чиновник и в ЮНЕСКО - чиновник

Критически настроен Вячеслав Орфинский и в отношении проекта реконструкции Преображенской церкви на острове Кижи.

- Дело в том, что когда в 2000 году голосовали за проект реставрации методом лифтинга, специалистами было оговорено одно важнейшее условие: прежде чем приступить к реставрации Преображенской церкви, метод лифтинга должен был быть апробирован на другом, равнозначном по сложности постройки объекте. И, если бы во время реставрационных работ возникли какие-либо непредвиденные сложности и последствия, неприемлимые для памятника мирового значения, была бы возможность отказаться от этого метода. Впоследствии как-то так получилось, что об этом пункте все «забыли». Метод лифтинга прекрасно зарекомендовал себя при реставрации простых срубов. Подходит ли он для сложнейшей по своей конструкции Преображенской церкви - большой вопрос. По сути, это эксперимент. Что же касается чиновников ЮНЕСКО, поддерживающих проект, - им просто все это время не говорили всей правды, что и ввело их в заблуждение. А чиновник - он ведь везде чиновник, признать сейчас, после стольких лет свою ошибку - это станет ощутимым ударом по авторитету организации.

 

Смотрите также: