Учитель физики Псковского технического лицея Владимир Михайлович Чиганашкин в этом году окончательно ушёл на пенсию. Своё решение он объяснил просто: хватит, всё-таки 75 лет не шутка.
Между тем это событие не прошло незамеченным для тех, кто серьёзно хочет заниматься физикой или намерен поступать в вузы, где этот предмет изучается как один из приоритетных. Они-то и не позволили Владимиру Михайловичу уйти из профессии окончательно. К тому же сейчас есть острая потребность в репетиторах, чтобы получать то, чего не даёт школа. С другой стороны, человеку, чей педагогический стаж насчитывает более 50 лет, трудно в одночасье порвать с делом, которому он посвятил жизнь…
Девчонок не берём
- Владимир Михайлович, почему вы стали физиком?
- Вношу поправку: учителем физики. Это существенная разница. Ещё в школе многие мне предрекали, что я пойду по стопам своей мамы (она у меня была учителем), но я решительно отнекивался, а после десятилетки на самом деле подал документы в Смоленский педагогический институт. Сначала хотел стать математиком, но в приёмной комиссии мне кто-то в шутку сказал: ну что ты пойдёшь на девчачий курс - там всего два парня. Давай на физику - самая настоящая мужская профессия! И я ушёл к «физикам», где больше половины группы составляли ребята.
- Вашему перу принадлежит книга «Красота физики». Простите за наивный вопрос, а в чём эта красота заключается?
- Отвечу вопросом, хоть это и не очень вежливо: а разве не интересно знать, как устроен этот мир? Почему, например, небо над нами голубое? Жаль только, что тираж книги был мизерный - всего 700 экземпляров. Хорошо бы её переиздать в новом формате с иллюстрациями, но где взять деньги?
- Точные науки у нас не в чести. Может быть, поэтому сейчас страна испытывает колоссальный дефицит технарей?
- Если бы мы на самом деле испытывали острый голод в инженерных кадрах, то не отпускали бы молодых, талантливых ребят работать в Силиконовую долину. Увы, но создать им - на родине! - достойные условия для работы и жизни мы пока не хотим. Вместо этого нам показывают клоунады с участием, например, «академика» Петрика, рекламирующего свои скандально известные нанофильтры. Телеканалы забиты экстрасенсами, ясновидцами, уфологами, астрологами и т.п. Иногда создаётся впечатление, что мы возвращаемся в средневековье.
Дефицит внимания
- Не так давно довелось встречаться с одним из директоров крупного псковского предприятия, который тем не менее жаловался на то, что у него серьёзный дефицит кадров…
- Это разговор из той же серии. Чего же он ждёт? Что кто-то позаботится о подготовке для него технического персонала? Сейчас никто на блюдечке ничего не принесёт. Пускай возьмёт студентов ПсковГУ на практику - они в этом остро нуждаются. У нас теперь такой принцип: тебе нужно, ты и вкладывайся.
- Может быть, всё дело в школе, где тоже не уделяют должного внимания точным наукам?
- Вы правы: сейчас, например, в 10-11-х классах базового уровня физике отводится всего 2 часа, но есть и профильные классы, где на изучение этого предмета отводится уже 5 часов. ЕГЭ по физике, как и другие экзамены по выбору, ориентируется на стандарт базового уровня, который, увы, не обеспечивает возможность полноценного продолжения образования в высших учебных заведениях физико-технического профиля. В 2011 году ЕГЭ по физике сдавали 184 тысячи выпускников, из которых более 130 тысяч изучали физику на базовом уровне. Следовательно, львиная доля учащихся, стремящихся стать будущими инженерами, не получила того, что необходимо для продолжения обучения в соответствующих вузах. И это не их вина, а свидетельство полного невнимания государства к образованию.
- Высшая школа постоянно жалуется на уровень подготовки абитуриентов. Постоянно идёт борьба за отмену ЕГЭ, который, по мнению некоторых ваших коллег, не способствует развитию творческого мышления у школьников.
- Решительно не соглашусь с теми, кто выступает против ЕГЭ. Нужно понять главное: Единый государственный экзамен - это контроль и оценка итоговых знаний выпускников школ с применением компьютерных технологий. Именно выпускников, поэтому незачем пугать, допустим, второклассников компьютерными тестами. Но давайте подумаем вот над каким вопросом: может быть, просто кому-то это очень выгодно - снова вернуться к прежним методам оценки знаний? Я говорю о высшей школе, которая больше всего «пострадала», когда были отменены вступительные экзамены. Сейчас задача стоит так: вернуть прежние доходы. Отсюда неумолимое стремление, скажем так, подправить ЕГЭ так, чтобы выхолостить его суть. В школе я отработал немало и прекрасно знал, как можно «улучшить» работу ученика, который тянул на золотую медаль. При желании это можно было сделать, составив, допустим, выпускную комиссию из других учителей и т.д. На результаты проверки могли влиять телефонные звонки и взятки, хотя за такими вот «улучшенными результатами» экзаменов зачастую скрывалась плохая работа коллективов учителей и администраций школ.
Вечная проблема
- Чем нынешняя российская школа отличается от советской?
- Ничем. Школа, на мой взгляд, одно из самых консервативных учреждений. Но одно их всё же объединяет: недостаточное финансирование. Как не хватало денег раньше, так нет их и сейчас, а в некоторых моментах стало даже хуже.
- Что вы имеете в виду?
- Раньше заведующий кабинетом физики приобретал то оборудование, которое нужно конкретному кабинету. Сейчас учебные пособия закупают большими партиями по заявкам чиновников управлений образования, поэтому немудрено, что в лидерах дешёвые и, увы, некачественные китайские товары. В моём кабинете физики были, например, динамометры, которыми ребята пользовались годами. Нынче они сплошь китайские, которые уже после одного растяжения приходят в негодность. То же самое можно сказать и про амперметры: качнулась один раз стрелка - и всё, обратно уже не возвращается. И таких примеров можно привести множество.
- Владимир Михайлович, больше пятнадцати лет вы отработали, уже выйдя на пенсию… Тяжело было расставаться с любимым делом?
- Спешу вас успокоить, красота физики от этого не поблекла.
Смотрите также:
- «Диплом никого не делал мудрее!» Почему важно сделать правильный выбор? →
- Без оптимизма. Найдут ли применение своим силам молодые рабочие? →
- До «силиконовой долины» далеко…Или кто диктует моду на профессию →