Однако если на Ближнем Востоке представители этих двух древнейших религий - иудаизма и мусульманства - долгие годы не могут прийти к взаимопониманию, то на Псковской земле в этом вопросе царят мир и взаимное уважение. Как убеждена Белла Борисовна Литвак, директор Еврейского Благотворительного Центра «Хэсэд Ицхак», подобная веротерпимость есть «не что иное, как традиция нашего старинного города».
В чём их вина?
- Псков вообще считался городом, где на протяжении всей его истории неизменно уважали чувства верующих. И вот вам пример. Наряду с многочисленными православными храмами, католическим костёлом и протестантской кирхой была и городская синагога. И находилась она вверх по Пскове, неподалёку от нынешней Гельдтовой бани.
Понятно, что время её не сохранило (даже холмика не осталось), но этот факт можно считать достойным внимания. К тому же в начале ХХ века через область проходила так называемая черта оседлости, поэтому и Невель и Себеж у нас считались типично еврейскими городками. Достаточно сказать, что до революции в Невеле почти 75% жителей относили себя к тем, кто исповедует иудаизм.
Общая картина не слишком изменилась и после 1917 года. Однако Великая Отечественная война стала в этом смысле подлинной трагедией для еврейского народа. Во всяком случае, Невель и мученическая смерть в его окрестностях на так называемой «Голубой даче» нескольких тысяч людей (стариков, женщин, детей), чья вина заключалась лишь в том, что они другой (не арийской!) национальности, навсегда останутся в истории Холокоста.
- Белла Борисовна, можно ли считать общественный центр, которым вы бессменно руководите вот уже 16 лет, в том числе и религиозным объединением?
- Конечно, нет. Мы - сугубо общественная организация, и наша цель - помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Напомню, что центр был официально зарегистрирован 4 октября 1995 года. Время тогда было сами знаете какое. Поэтому на первых порах мы занимались лишь тем, что организовывали доставку гуманитарной помощи, оказывали медицинские консультации, параллельно налаживали работу с детьми-инвалидами, неполными семьями, матерями-одиночками и так далее.
Многие из этих программ продолжают работать и поныне, другой разговор, что за последние годы постепенно начал меняться возрастной состав. Сначала к нам шли бабушки и дедушки, которые потом повели с собой за ручку внуков. А вот теперь мы наблюдаем другую картину, когда эти подросшие внуки уже тащат сюда своих родителей. Такой вот парадокс.
Перечислять же все наши начинания можно довольно долго, но вместе с тем чувства людей верующих у нас, безусловно, уважают. Скажу вам больше: у нас есть своя Тора - священная книга иудеев, которую нам подали жители американского города Пало Альто. По правилам, принятым в иудаизме, наличие этой книги позволяет организовать религиозную общину, и она действительно есть (псковская еврейская религиозная община, которую возглавляет Роман Каган). При этом подчеркну, что наша совместная цель - сохранение национальных корней и народных традиций.
Песня из детства
- Вы считаете это действительно важным делом?
- Безусловно! И более того, могу проиллюстрировать даже на собственном примере. Как-то давно мне на глаза попалась еврейская газета, где были опубликованы ноты детской песенки. Меня они заинтересовали, и я начала наигрывать их на пианино. Моя мама тогда сильно болела, но, услышав музыку, встала с постели, добрела до комнаты и спросила: что ты играешь?
- Да вот какую-то песенку напечатали в газете, - без задней мысли ответила я. И тут она не выдержала и расплакалась, сказав, что когда она была маленькой, то именно эту песню ей пела мать. Этот случай заставил меня по-другому посмотреть на работу центра и понять его особую значимость в сохранении истории моего народа.
- Белла Борисовна, а вы не замечали, что общемировой тенденцией стал отказ от каких бы то ни было привязанностей. Тренд сезона - «человек мира». У вас на этот счёт, видимо, своя точка зрения…
- Все мы в какой-то степени люди мира, но забывать свою историю нельзя. В этом я убеждена абсолютно. Может быть, поэтому мы всегда отмечаем День Победы, День памяти жертв Холокоста, 8 марта и 23 февраля мы тоже поздравляем наших подопечных. И, конечно же, не забываем наши традиционно религиозные праздники, одним из которых является Новый год. К слову, мы его встретили в минувшее воскресенье, 17 сентября.
- С Новым годом!
- Спасибо за поздравление. С Новым - 5773-м - годом!
Чтобы жизнь была сладкой
- С каких же времён у вас ведётся такое летоисчисление?
- От сотворения мира. Принято считать, что именно тогда Всевышний сотворил Адама, возник род человеческий и началась его история. С другой стороны, думаю, что осень - самое удачное время для праздников: собран богатый урожай, люди запаслись продуктами своего труда на долгую зиму. Когда же гулять, как не теперь? К слову, до Петра Великого и на Руси отмечали Новый год именно с началом осени.
- Сейчас за праздничным столом в любой российской семье на столе красуется тазик салата, а что у вас готовят хозяйки?
- У нас тоже есть тазик, - смеётся наша собеседница, - но только с мёдом. По традиции на праздничном столе непременно должны быть мёд, яблоки и рыба. Обязательно с головой! В этом есть прямая связь: Новый год у еврейского народа называется «Рош А Шана», что переводится как «Голова года». А начинать пиршество принято с того, что люди едят яблоки, предварительно окуная их в мёд. Это символизирует то, что следующий год будет сладким и не причинит горя людям. Кроме того, на столе обязательно должна быть морковь. Нарезанная кружками, она должна означать достаток в семье. Если же продолжать традицию, то вслед за Новым годом идут так называемые Дни трепета.
Они продолжаются десять дней, и в это время люди должны подводить итоги: что они доброго сделали за прошедший год. А потом наступает судный день - Йом Кипур, когда принято поститься. К слову, в иудейской вере нет длительных постов, как у христиан. В этот день люди, как правило, желают друг другу попасть в Книгу жизни. Череда осенних праздников заканчивается уже 9 октября, и называется этот день Симхас Тойра, когда, согласно легенде, нашему народу была дарована священная книга Тора.
Мы не винтики
- В этом, наверное, и есть главное сходство трёх древнейших религий, ведь и в православии, у мусульман, и у иудеев есть священные книги, которые в равной степени почитаются верующими…
- Конечно, но поймите меня правильно: я не отношу себя к числу ортодоксов, хотя и считаю себя человеком верующим. С другой стороны, тяга к истории своего народа, стремление постичь и понять его культуру тоже ведь далеко не случайны. В советское время нас лишали этого, превращая в послушные винтики, способные только правильно поднимать руку, голосуя, и маршировать. Была, правда, ещё пятая графа в паспорте (национальность), которая, впрочем, ничего не меняла. Жаль только, что у меня она была проставлена неправильно…
-?
- Да потому что я родом из Одессы! - улыбается наша собеседница. - Впервые мы с мужем приехали в Псков в 1974 году и с тех пор живём здесь безвыездно, но Одесса - город моего детства, я вспоминаю его до сих пор с ностальгией. Вы ведь не будете спорить, что такое явление в нашей литературе, как Михаил Жванецкий, а равно как и Карцев, Ильченко на эстраде, могли появиться только там. Поэтому, когда у меня спрашивают о моей национальности, то я неизменно отвечаю: одесситка и этим по-прежнему бесконечно горжусь.
Смотрите также:
- Гении места. Где в Пскове можно отведать фуа-гра. «Ну почти фуа-гра» →
- Лицо скобарской национальности. А вы здороваетесь с соседом? →
- Даниил Гранин: «Безнаказанность - наша болезнь» →