Аль-Джазира в Петрозаводске? Арабов заинтересовал карельский лес

   
   

 А точнее - та напряжённая ситуация, которая сложилась вокруг старовозрастных лесов на севере Карелии. Именно туда и отправились для съёмок представили московского офиса телеканала. А привёл их в Карелию международный скандал, который уже не первый месяц бушует на страницах зарубежной прессы, но остаётся почти незамеченным в самой России.

Без рыбы и леса

Беременным женщинам в Швеции запрещают есть рыбу из местных водоёмов. Скоро подобное может произойти и в России. Это - печальное следствие шведской модели лесопользования середины 20-го века, при которой собственный лес вырубался почти подчистую, на его место высаживались товарно-привлекательные канадские породы. Из потерявшей лесной покров почвы дождями в реки и озёра вымывались ртуть, кислоты и тяжёлые металлы. Не грозит ли такая участь нашему северу? Уже который месяц на страницах зарубежной прессы бушует международный скандал, оставшийся почти незамеченным в самой России: скандинавские, германские, а теперь уже и американские газеты с возмущением пишут об «Икее», дочерняя компания которой вырубает старовозрастные леса на севере Карелии. Под топор идут деревья, возраст которых достигает 600 лет. Эти деревья были уже немолодыми в те годы, когда шведский Карл XII и российский Пётр Первый ещё играли в солдатиков. Они могли бы ещё многие десятилетия, если не века, радовать человеческий глаз, сохраняя первозданную чистоту местных экологических систем. Сейчас это всё сминается безжалостной экономической целесообразностью.

- В центральной Швеции осталось буквально 1-2 дерева подобного возраста, - объясняет представитель карельской природоохранной организации «СПОК» Валерий Поташов. Всё остальное было вырублено ещё в середине 20-го века, когда после войны в Швецию пришли немецкие и датские лесозаготовители. Теперь шведские «зелёные» буквально пылинки сдувают со случайно сохранившихся сосен. В Карелии же, по оценкам учёных, примерно 10% всего лесфонда - это как раз те самые старовозрастные леса. Последний остаток первобытной североевропейской тайги. И представьте себе шок, который испытали шведские экологи, увидевшие, как эти 600-летние сосны укладывают в штабеля.

«Зелёные» молчать не стали. Шведская неправительственная организация «Protect the Forest» с опорой на данные, собранные «СПОКом», представила доклад, который тут же был перепечатан крупнейшими зарубежными СМИ. Скандал начал разрастаться, «Икеа» отбивается.

Закон не нарушен

Так, на прошлой неделе стало известно, что проверка Минприроды Карелии не выявила нарушений лесного законодательства со стороны дочернего предприятия «Сведвуд Карелия». Компания получила необходимые сертификаты, действующие до 8 октября 2016 года, что подтверждает соответствие лесоуправления требованиям Российского национального стандарта. Относительно заявления шведских экологов, что «Сведвуд Карелия» вырубает уникальные старовозрастные карельские леса, в министерстве сообщают, что в республике не может существовать малонарушенных сосновых насаждений возрастом более 400 лет. Существуют лишь отдельные сохранившиеся деревья такого возраста. Компания в своей лесохозяйственной практике при проведении сплошных рубок сохраняет не менее 10 старовозрастных деревьев на гектар. Так что мебельщики правы, российских законов они действительно не нарушают.

- Понимаете, «IKEA» - для нас это очень важный, ключевой инвестор, который даёт сотни рабочих мест на севере республики, который наполняет местные бюджеты живыми деньгами, развивает инфраструктуру и вообще оживляет и экономику, и социальную жизнь региона, - поясняет позицию официальной власти чиновник из карельского Министерства по природным ресурсам.

   
   

Экономика или экология?

Логику действия республиканских властей экологи понимают, но не разделяют:

- У нас происходит подмена: в погоне за сиюминутным теряется вечное, а в перспективе ситуация ещё и ударит по карману, - считает Валерий Поташов. Как это произошло в самой Швеции. После того, как зарубежные лесозаготовители опустошили центр страны и, собрав всю прибыль, благополучно удалились, местные власти оказались вынуждены вкладывать деньги и в восстановление леса, хотя прежнее богатство восстановить невозможно в принципе, и в проведение целого ряда мер экологической безопасности.

в Петрозаводске

Смотрите также: