Врачеватель душ: Самое главное - уметь выслушать, понять, посочувствовать

   
   

Корреспондент «АиФ на Мурмане» пообщался с социальным работником Мурманского комплексного центра социального обслуживания Викторией Радчинской, которая на протяжении 10 лет помогает одиноким пожилым людям.

Враги или друзья?

- Виктория Вячеславовна, кто такой социальный работник?

- Социальная работа как отдельное направление существует в России сравнительно недавно - не более десяти лет. Она состоит в том, что соцработники обеспечивают одиноких пожилых людей продуктами питания, ходят в поликлинику за выпиской рецептов, покупают лекарства в аптеке, помогают в сборе документов и т.д. Обслуживание людей на дому не требует специальной квалификации - для такого работника необходимы, прежде всего, душевные качества: сдержанность, высокое чувство такта, терпеливость, честность. Но самое главное даже не это. Самое главное - уметь выслушать, понять, посочувствовать. Ведь социальный работник часто выступает в роли психолога, врачевателя душ.

- Большая у вас нагрузка? Много человек приходится обходить в день?

- На нагрузку я не жалуюсь несмотря на то, что фиксированной цифры как таковой нет. Это может быть и 10 человек, и 5 человек в день. Всё зависит от дня недели и числа месяца. Дни, когда нужно получать пенсии, бывают самыми тяжёлыми. Но, кстати, недостатка в кадрах нет. Сейчас у нас около 4 тысяч человек, и, насколько я знаю, вполне успешно справляются.

- Тяжело бывает с вашими подопечными? Ведь пенсионеры частенько капризны…

   
   

- Конечно, по-всякому бывает: и благодарности, и недовольство. Кто-то постоянно «спасибо» говорит за то, что мы помогаем, а кто-то, наоборот, нос воротит, считая, что если мы не по душевной доброте им помогаем, а по служебному долгу, то и благодарности мы не заслуживаем. Проблема в том, что наши пожилые северяне слишком обижены на государство за то, что к старости они вынуждены жить на грани бедности. Вот эта обида на нас, социальных работниках, и отзывается. Мы для них - представители этого враждебного государства, а значит, тоже враги.

Благодарность за обиду

- Вам, наверно, обидно бывает…

- Бывает, естественно. Я ведь тоже человек. И работа у нас, между прочим, не из лёгких. Но обиду нужно терпеть, стараться понимать недовольных. Поначалу тяжело было. Помню, даже плакала как-то - настолько мне несправедливыми казались упрёки некоторых пенсионеров. То картошку не ту куплю, то квитанцию долго оплачиваю. Но каждый раз успокаивала себя тем, что я всё-таки делаю благое дело, помогаю одиноким старикам.

- Но ведь не всё же так печально. Наверное, бывают и радостные моменты?

- Да, и их, слава богу, много. Была у меня женщина, Солданкова Анна Степановна. Намучилась я с ней. Когда я мыла полы, она садилась рядом и внимательно следила за тем, чтобы я ничего не упустила. Она никогда ничего не говорила, никогда не ругалась. Но потом я узнавала, что после моего ухода Анна Степановна всё перемывала заново.

Со временем я как-то привязалась к ней. Даже полюбила за какой-то внутренний стержень. Несмотря на то, что оба ребёнка у моей подопечной погибли, а мужа никогда не было, она всегда держалась, как королева. И я внутренне гордилась ею. Ведь если у нас есть такие старики, то и за молодёжь не так страшно: молодые часто очень похожи на своих родителей. У меня до сих пор есть иконка, которую Анна Степановна подарила мне перед смертью. Смотря на неё, я каждый раз вспоминаю эту гордую пенсионерку.

Смотрите также: