Она отдала своей любимой профессии 50 лет и 1 год. И хотя в последнее время не занимается практической медициной, энергии у неё по-прежнему хоть отбавляй. В канун Дня Победы наш корреспондент встретился с доктором Лукачёвой.
Вкус крапивных котлет
- Маргарита Владимировна, ваше поколение принято называть «дети войны». В какой степени это определение вы относите к себе?
- На все сто процентов. До войны мы жили в Москве. Отец был «военлётом» и служил начальником штаба авиадивизии, а мама работала во Всесоюзном институте кинематографии, но каждое лето меня отправляли в Псков, где жила бабушка. Тогда наш город считался идеальным для детского отдыха: тихий, очень зелёный и совсем провинциальный. Во всяком случае, тогда никто не боялся отпускать детей на целый день гулять. Мы жили на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Пушкина. Этот день - 22 июня - я запомнила до мельчайших подробностей. С утра мы, детвора, носились по двору, а потом, ближе к полудню, заметили, как много людей столпилось около висящего на столбе громкоговорителя. Сначала говорил Левитан, а потом Молотов… Так мы и узнали, что началась война. Меня тогда поразило, что многие, стоявшие в толпе, плакали… Но паники не было. Уже через четыре дня немцы бомбили завод «Выдвиженец» (бывшие казармы Иркутского полка), а 9-го июля город был занят. Бабушка ни за что не хотела уезжать в эвакуацию, но моя тётя буквально затолкала нас в последний эшелон, который уходил на восток. Сначала нас хотели отправить на Ленинград, но под Торошино поезд бомбили, и ту ночь мы провели в лесу, а наутро, когда пути отремонтировали, состав двинулся на Москву. Но там я не застала ни матери, ни отца. Уже потом я узнала, что папа погиб в Белоруссии под городом Кричев, где, к слову, сохранилась память о нём: одна из улиц носит имя майора Владимира Тимченко.
- Вам было всего девять лет, неужели всё запомнилось так крепко?
- Детские впечатления - самые острые, к тому же не сбрасывайте со счетов и стресс - в таком режиме жила вся страна. Я прекрасно запомнила и первую военную зиму, когда мы с бабушкой ходили по госпиталям, помогая ухаживать за ранеными, как я пела им песни. К слову, потом, когда меня отыскала мама (сразу после начала войны её направили работать в Магадан на золотые прииски), именно это спасло меня от голода. А если быть точной - песня «Огонёк». Теплоход, на который меня посадили, чтобы я смогла добраться до мамы, шёл до порта назначения девять дней. Однажды, гуляя по коридору, я услышала, как в кают-компании какой-то матрос, страшно фальшивя, пытался одним пальцем наиграть эту песню. Моя «тонкая музыкальная натура» не выдержала, и я сказала ему: не так нужно играть. На что получила ответ: ты спой, а я подыграю. А вечером того же дня я для моряков пропела все военные песни, не забыв про «Огонёк». За это повара на камбузе поставили «начинающую актрису» на пищевое довольствие, но до этого пришлось и голодать. Во всяком случае, вкус крапивных котлет я помню до сих пор…
Принципы доктора Лукачёвой
- За годы войны вам пришлось поездить по стране. Какой самый главный нравственный урок вы тогда для себя вынесли?
- Правы те, кто говорит, что в дни горя и лишения люди сближаются, становятся добрее друг к другу. И это я почувствовала на себе. Когда я узнала, что моя мама жива, то, по сути дела, одна пересекла всю страну от Москвы до Магадана. Да, приходилось голодать, но у людей было чувство локтя, товарищества, которые сплачивали народ - видимо, это и спасло нас от катастрофы. Может быть, поэтому я и выбрала потом для себя профессию врача.
- А каким для вас стал 9 мая 1945 года?
- Это был на удивление солнечный день. Знаете, в наше время про Магадан, где мы тогда жили, была такая песня: «Магадан, Магадан - чудная планета, 12 месяцев зима, остальное - лето…». Обычно даже поздней весной там ещё лежит снег, не редки и метели, но 9 мая было удивительно солнечно. Когда нам, школьникам, учителя сообщили, что пришла Победа, то было много шума, криков, но из того дня я вынесла ощущение, что теперь (после того, как мы победили фашизм) каждый день будет таким ярким и солнечным.
- Маргарита Владимировна, война - испытание нации на прочность. Какие нравственные принципы вы считаете важными в мирное время?
- Тут уже совсем всё просто. Жить надо по достатку; людей надо любить - и они ответят тебе тем же; и последнее: чем больше ты отдаёшь - тем больше потом к тебе вернётся. Может быть, со стороны это и покажется несколько наивным, но, вы знаете, эти правила мне ни разу не изменили.
Врач - это навсегда
- Вы отдали здравоохранению Псковской области почти 40 лет своей профессиональной карьеры и знаете всю систему, что называется, «от и до». Сейчас много говорят о модернизации здравоохранения, что вы думаете о перспективах этого начинания?
- Тут, как и в каждом деле, есть свои плюсы и свои минусы. Замечательно, что медицина становится высокотехнологичной. Это, в свою очередь, позволяет точно и в предельно короткий срок поставить правильный диагноз. Но мне, признаться, грустно, когда врач становится своеобразным придатком машины. Как следствие, уходит то нравственное начало, которое всегда объединяло врача и больного. К тому же механистический подход губителен и для самого пациента. Ну, посмотрите, сейчас вводятся так называемые «медицинские стандарты», и согласно этим нормам на лечение, допустим, пневмонии отводится 17 дней. А что делать, если процесс пошёл не так, как трактуют болезнь разработанные экономистами нормативы, и начались осложнения? Получается, что через 17 дней недолеченного пациента нужно выставить за дверь, потому что отпущенные на него фондом деньги кончились? А как же клятва Гиппократа? Вообще, становится страшно, когда начинают экономить на здоровье нации. Поэтому, начиная реформы здравоохранения, нужно помнить о том, как бы вместе с водой не выплеснуть ребёнка.
Справка:
Маргарита Владимировна Лукачёва с отличием окончила Красноярский медицинский институт, ординатуру. Проработав 6 лет в больницах красноярского края, вернулась в Псков. С 1962 года последовательно работала врачом-хирургом, заведующей отделением, заместителем, а затем - главным врачом областной больницы. С 1991 года Маргарита Владимировна возглавляла госпиталь ветеранов войн. Почётный гражданин Пскова.
Смотрите также:
- «Пусть будет что угодно, только бы не война!». О бомбёжках, постоянном страхе и голоде →
- Яхтсмен Максим Иванов: По морям я странствую уже 8 лет →
- На мажорной ноте. Военное прошлое галантного рыцаря →