Алексей Верещагин: «Одна из примет - не поднимать трофеи на сушу»

   
   

Настоящие водолазы, облачённые в тяжёлые костюмы, погружаются в холодную воду в основном для того, чтобы выполнить свою опасную работу: отремонтировать судно, проложить под водой кабель, провести сварочные работы, найти погибших людей и т.п. С одним из таких людей, Алексеем ВЕРЕЩАГИНЫМ, встретился наш корреспондент.

Работа до галлюцинаций

Напомним, что история русского водолазного дела начинается ещё с петровских времен. И до, и после революции 1917 г. русские водолазы были лучшими в мире, к нам приезжали учиться со всей Европы, наши водолазы били рекорды глубины и поднимали со дна корабли. Сейчас, к сожалению, эта профессия не пользуется успехом.

- Причины разные, но основная - тяжёлые условия работы и небольшая оплата, - поясняет мурманский водолаз Алексей ВЕРЕЩАГИН. -  Для примера: английский водолаз-глубоководник получает тысячу евро в час, российский (в частности, в Мурманске) - не больше 15-20 тысяч в месяц.

Действительно, быть водолазом - это большая физическая и психологическая нагрузка. Водолазы в связи с тяжёлыми условиями работы подвержены многим заболеваниям. Нередко с людьми приключается одна из водолазных болезней (один из видов отравлений) - «азотный наркоз». Как следствие затруднённого дыхания (работает одна треть лёгких), происходит перенасыщение организма азотом, который оказывает наркотическое действие на центральную нервную систему. У водолазов в эти моменты бывают слуховые и зрительные галлюцинации, потеря ориентации во времени и пространстве.

- Бывает, что водолазы, чаще непрофессиональные, ныряют и навсегда «уходят» после того, как получат «азотный наркоз», - говорит Алексей. - Таких людей зачастую не находят.

Особо опасна для водолаза декомпрессионная болезнь. Она возникает при неадекватно быстрых подъёмах. Результатом её может быть даже смерть.

   
   

Но самая главная причина, почему водолазное дело у нас не востребовано, - это, по словам Алексея Верещагина, потеря приоритетов в производстве отечественной водолазной техники. И это при том, что развитие водолазного дела во всём мире шагнуло далеко вперёд. Подтверждением этому стал подъём погибшей подлодки «Курск», когда Россия была вынуждена обратиться за помощью к иностранцам.

- Вероятнее всего, и Штокмановским проектом будут заниматься норвежские промышленные водолазы, - предполагает Алексей Верещагин.

Тем не менее, чтобы стать водолазом - не обязательно далеко ехать - в Мурманске  тоже есть курсы ныряльщиков. После четырёх месяцев обучения и прохождения практики присваивается соответствующая квалификация и выдаётся доступ к водолазным работам. Отметим, что при благоприятных условиях, выполняя все требования безопасности, водолаз может оставаться работоспособным до 50 лет.

Бультерьеры под водой

Несмотря на специфику своей работы, водолазы всё же используют любую возможность нырнуть, как говорится, «просто так». Наше северное море, по их словам, одно из самых красивейших, а залив очень привлекателен для московских и питерских туристов. Так, у нас очень много разнообразной флоры и фауны: водоросли, крабы, гребешок, мидии, пикша, треска, камбала.

- Многие рыбёшки, конечно, опасаются людей, но находятся и такие, которые нагло пристают. А тюленей мы вообще подкармливаем крабами, - рассказывает Алексей Верещагин. - С моим знакомым приключилась забавная история. Как-то он покормил одного тюленя, а через какое-то время тот вернулся с ещё двумя своими товарищами. Как в том анекдоте…

Подводные жители особой опасности для погружающихся не представляют, хоть и водятся у нас сельдевые, тресковые и полярные акулы. Достаточно агрессивно по отношению к человеку ведут себя зубатки, которые могут накинуться просто так.

- Они как бультерьеры, - говорит Алексей. -  Да и страшные! Почему, вы думаете, их с головой не продают? Зубатки достигают 3-4 метров в длину. Я, правда, таких не видел, но знаю, где у нас в заливе живёт двухметровая зубатка. С ней у нас политика невмешательства: она не трогает нас, а мы её.

400 килограмм золота

Помимо этого акватория Кольского залива интересна ещё и тем, что на её дне под водой лежат более 360 затопленных судов, многие из которых там находятся со времён Великой Отечественной войны. Для сравнения: по подсчётам океанографов на дне всего мирового океана лежит примерно миллион затонувших кораблей, то есть на каждые сорок квадратных километров площади дна морей и океанов приходится в среднем одно погибшее судно.

Именно по этой причине в последнее время среди любителей подводного плавания становится популярным экстремальный дайвинг.

- В наших водах затонули корабли, на борту которых находятся английские самолёты, американские джипы, - рассказывает водолаз. - В районе острова Кильдина роботом-водолазом было обнаружено английское судно класса «Либерти», на борту которого стоят паровозы. А чего стоит потопленный фашистами знаменитый крейсер «Эдинбург», который лежит у нас в Баренцевом море. Ведь на нём до сих пор осталось около 400 килограмм из пяти с половинной тонн золота 999 пробы, которым Советское правительство расплачивалось с союзниками.

Бывают и страшные находки. По словам Алексея Верещагина, в районе губы Девичьей можно увидеть скелеты с потонувшей баржи, перевозившей военнопленных. А вот что находится на борту двух немецких подлодок, затонувших 6 мая 1945 года недалеко от входа в наш залив, - до сих пор не знает никто…

Добавим, что водолазы исследуют «погибшие корабли» из-за интереса, а не от желания обогатиться за счёт найденного клада. В этой профессии, как и во многих других, есть свои плохие приметы. Одна из них - не поднимать трофеи на сушу.

Смотрите также: