Мощи нетленного чудотвореца поражают учёных

   
   

Мощи святого за 500 лет совершенно не тронуло тление, они полностью сохранились в том же объёме и виде, каким тело чудотворца было при жизни.

Даже игумен монастыря,  отец Лукиан, испытал в своё время потрясение: «Многие обители и храмы России, Украины, Белоруссии и горы Афон изъявили желание иметь у себя  частичку мощей святого. По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира я вынимал частички из тела преподобного. Ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копием (специальный «скальпель» для изъятия мощей. - Ред.), увидел, что под слоем кожи воскового цвета находится белоснежная, мягкая и пористая ткань».

Без «этикетки»

Первое обретение  мощей  произошло в апреле 1641 года. Когда монахи подняли крышку гроба, от мощей  разлилось сильнейшее благоухание и все увидели тело преподобного -  целое и невредимое, хотя с момента погребения прошло 107 лет.  Известие дошло до государя Михаила Фёдоровича. Царь пожаловал для мощей  серебряную раку, украшенную драгоценными камнями. Из Москвы её доставляли на 11 лошадях. К мощам потянулись нескончаемой  вереницей паломники. Благодаря множеству чудесных исцелений Александра Свирского стали называть Всея Руси Чудотворцем. Два с лишним века мощи не покидали обители. Пока за ними не пришли большевики.

Преподобный Александр Свирский стал первым, на ком новая власть  опробовала сценарий  «антимощевой кампании». Отряд красноармейцев пытался «реквизировать»  святого дважды. Инокиня Леонида, в миру кандидат биологических наук, в конце 90-х годов занимаясь поисками мощей святого, исследовала множество архивных документов: «Большевики развернули в прессе кампанию, уверяя, что в монастыре вместо мощей лежит восковая кукла. Когда в обитель пришёл отряд красноармейцев, то они очень удивились, увидев не куклу, а нетленное тело. Растерялись. Монахи уговорили их не трогать мощи. Красноармейцы забрали серебряную раку и другие ценности монастыря. Тем временем газеты продолжали писать о восковой кукле. И краеведческий музей обратился к губернской ЧК с просьбой отдать им куклу, чтобы они могли вести наглядную агитацию против Церкви. Но большевики уже знали, что в монастыре вовсе не кукла, а выставлять нетленные мощи  - это, напротив, агитация за Церковь. Созрел план фальсификации. Где-то раздобыли заплесневевший череп и несколько зубов. Эти экспонаты и выставлялись как мощи преподобного Александра Свирского. Настоящие мощи из обители увезли в неизвестном направлении».

Монастырь закрыли. Церкви его вернули в 1997 году. Тогда же игумен Лукиан благословил инокиню Леониду на поиски мощей. «Я провела в московских и санкт-петербургских  архивах несколько месяцев. Порой заходила в тупик, но в каждый из таких моментов мне посылалась подсказка. Анализ собранной информации привёл  в музей при Военно-медицинской академии в Петербурге. По свидетельству сотрудников кафедры нормальной анатомии, в годы революции у них появился незарегистрированный экспонат. Для музея, где учтена буквально «каждая косточка», это нонсенс. Например, там находится более 10 тыс. черепов, и на каждом по несколько этикеток. И вдруг - целое тело, не занесённое в каталог. Потом я пойму, что в этом была не только злая воля большевиков, но  и добрая воля покойного завкафедрой

В. Тонкова, верующего человека,  который  в лихие годы  хранил доставшуюся ему святыню, рискуя свободой.

Из академии мощи были переданы в Городскую судебно-медицинскую службу для экспертизы. Когда мы после первого совещания с экспертами спустились в рентгеновский кабинет, где находились мощи, то были поражены: тело святого покрылось крупными маслянистыми каплями миро. Я почувствовала удивительный аромат. Так святой открыл о себе истину».

   
   

Крест в небе

Однако  экспертизы продолжались. Антропологическое исследование мощей преподобного, занявшее 45 страниц текста, было проведено ведущим сотрудником Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН  Ю. Беневоленской.  Было выявлено, что по этнической принадлежности исследуемый является вепсом (вепсы - финно-угорская народность, и поныне живущая в Ленинградской, Вологодской областях и Карелии). А как известно, преподобный Александр Свирский был вепсом, родился на земле вепсов и там же основал свой монастырь. Была проведена также иконографическая экспертиза. Это стало возможно благодаря уникальной сохранности лица. Антрополог констатировал сходство лика с ранними иконами святого, которые писались спустя 14 лет после его отшествия ко Господу.  Кроме того, судмедэксперты обнаружили на верхних фалангах пальцев правой руки преподобного следы копия. Это сходилось с архивными документами от 1749 года, где говорилось, что в Синодальной ризнице Петербурга хранится  частичка мощей от перстов преподобного Александра Свирского.

Однако нашлись оппоненты, которые утверждали, что обнаруженное тело искусственно мумифицировано, а значит, не может быть мощами. Инокине Леониде пришлось ехать в Москву на консультацию в научный институт, который обслуживает тело Ленина в Мавзолее. Но там отвергли всякую возможность, что тело преподобного было искусственно бальзамировано.

Когда мощи наконец были переданы  Церкви, до отправки в монастырь их разместили для поклонения в петербургском храме во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. «В храме мощи стали так обильно источать миро, что аромат распространялся на сотни метров от церкви. На этот божественный запах со всей округи слетелись пчёлы. За две недели до возвращения мощей в Александро-Свирский монастырь в Ленинградской области в различных церквах почти одновременно замироточили 152 иконы Божией Матери. Из жития святого известно, что незадолго до отшествия преподобного к Богу ему явилась Богородица и пообещала, что покров Её всегда будет хранить обитель. Когда в 1998 году мощи святого торжественно вернулись в обитель, на небе средь бела дня появился сверкающий крест. Как сказал покойный патриарх Алексий II: «Крест всегда свидетельствует о правде». Патриарх поклонился мощам преподобного ещё в  Петербурге».

 

Смотрите также: