По сравнению с другими планетами Солнечной системы условия на Марсе вполне пригодны для террафикации («оземления»).
Температура - всего минус 20°C (на Венере, для сравнения, плюс 475°C), исследования подтверждают наличие на Красной планете воды; выявлены зоны повышенного содержания метана, который обычно производят живые организмы, хотя вопрос о наличии жизни на Марсе, по-прежнему, открыт и должен быть выяснен в ходе пилотируемой миссии. Естественно, столь серьёзный шаг немыслим без масштабной подготовительной работы, которая ведётся в разных странах мира.
Российский Институт медико-биологических проблем РАН под эгидой Роскосмоса реализует проект «Марс-500», который позволит подготовиться к длительному полёту, с точки зрения психологии и физиологии,человека. «Марс-500» состоит из экспериментов, имитирующих разные аспекты межпланетного пилотируемого полёта. Они позволят получить данные о состоянии здоровья и работоспособности экипажа, долгое время находящегося в условиях изоляции в герметично замкнутом пространстве - специально созданном наземном экспериментальном комплексе.
Приглашение присоединиться к проекту получил доктор медицинских наук, специалист в области электромиографии и движения, профессор кафедры физиологии человека и животных Петрозаводского госуниверситета Александр МЕЙГАЛ. Он с радостью его принял, невзирая на неудобства, связанные с регулярными перемещениями в Москву и обратно. Накануне очередной командировки нам удалось встретиться с Александром Юрьевичем и расспросить об особенностях его работы в качестве участника программы и о специфике марсианской экспедиции.
Если очень захотеть…
- Александр Юрьевич, как вы попали в проект? У вас есть опыт космических исследований?
- Специального опыта у меня нет, я, строго говоря, никогда не занимался гравитационной физиологией. С другой стороны, просто так, по знакомству, в столь серьёзный проект не попадают. Для этого надо делать хорошую науку, быть специалистом в своей области, иметь публикации, которые говорят сами за себя. Я давно мечтал работать с Институтом медико-биологических проблем и, признаюсь, многое для этого сделал. А приглашение стать участником проекта «Марс-500» получил после того, как мы с моим аспирантом опубликовали несколько статей и сделали доклад на тему «Неонатальная модель невесомости», где новорожденный ребёнок был представлен нами как космонавт, вернувшийся из космоса. Эти представления стали возможны после многолетней работы с новыми методами обработки биосигнала в финском консорциуме по нелинейным методам диагностики нервных заболеваний. Это расширило мои горизонты. После доклада ко мне подошли и сделали предложение, от которого я не мог отказаться. Более того, я сказал, что готов делать всё для этого проекта. В свободное время и бесплатно. Это ведь исполнение моих давних желаний. Я получил поддержку руководства медицинского факультета и ПетрГУ и очень благодарен за это.
- Вас пригласили как классного специалиста в области электромиографии. Расскажите о Вашем участии в эксперименте.
- Полёт на Марс относится к сверхдлительным перелётам. Туда и обратно. Путь до Красной планеты займёт 17 месяцев. Снижение в космосе подвижности, снятие силы тяжести, приводит к тому, что мышцы теряют свой тонус и массу. Теряется сила, нарушается координация. Возникают иллюзии, которые нам даже представить трудно. Происходит рассогласование движения глаз, головы и туловища. Человеку может начать казаться, что его ноги и руки ему не принадлежат. Электромиография - это метод, который позволяет оценить состояние мышц и сделать заключение о том, как изменилась их работа. Я вхожу в группу профилактики, и наша задача в том, чтобы помочь отработать этот метод. В итоге будет найден наиболее эффективный метод профилактики.
Марс на Земле
- Но пока речь о полёте не идёт, только о его имитации?
- В рамках проекта «Марс-500» уже завершены два эксперимента по изоляции экипажа в специально созданном наземном комплексе - 14-суточная и 105-суточная изоляции. В этих экспериментах я не участвовал, но очень скоро начнётся самый длительный - 520-дневный эксперимент, к которому мы сейчас и готовимся. Группа испытателей почти на полтора года будет изолирована в огромном макете космического корабля. И хотя наземный комплекс не моделирует сам полёт и невесомость, условия в нём во многом приближены к реальным. Это ограниченное пространство, в котором человек не сможет много двигаться (гермообъект), в котором будут отработаны многие технические детали марсианской экспедиции, регенерация воздуха, воды. Воду в космосе взять неоткуда. Поэтому её придётся экономить и во время этого «полёта». Также экипажу предстоит выращивать растения. Коммуникация будет проводиться так, как будто группа действительно находится в другом месте, а к середине срока задержка в общении составит более 20 минут: ведь сигнал до Марса идёт долго.
- А Вы и другие специалисты будете следить за состоянием здоровья экипажа снаружи?
- Да. Они будут отправлять нам данные, мы - их смотреть. И в конце эксперимента проведём большую работу по их анализу, суммированию и выработке рекомендаций. Сейчас мы как раз занимаемся расстановкой аппаратуры в комплексе и обучаем экипаж тому, что нужно делать.
- Хотели бы быть одним из членов экипажа?
- Конечно! Но, кандидаты уже давно отобраны. Впрочем, я всё равно безгранично счастлив, что мне выпала возможность принять участие в, пожалуй, самом амбициозном за последние 10 лет событии во всей космической программе нашей страны и стран-участниц из разных космических агентств.
Смотрите также:
- Лимузин над тундрой. Летающий автомобиль как лекарство от бездорожья →
- Псковский учёный изобрёл экзоскелет для инвалидов →
- «К природе надо подходить рационально» →