Как будут оценивать мурманских школьников и почему устарели нынешние отметки, разбирался журналист «АиФ на Мурмане».
Как это было…
ОЧЕВИДНО, пятибалльная оценка знаний появилась в нашей стране не сразу, история помнит немало экспериментов в этой области. Так, главный организатор советской системы образования Анатолий Васильевич Луначарский вообще отменил оценки во всех учебных заведениях как «буржуазный пережиток». Но ни к чему хорошему это не привело, хотя бы потому, что любой труд должен быть оценён. Тогда в нашей стране ввели трёхуровневую систему: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Но потом всё же решили расширить оценочный диапазон. Так появилась привычная для нас пятибалльная шкала. К слову, заимствована она была у германских педагогов, с одной лишь разницей: в Германии единица – высший балл, а пятерка – низший.
Сегодня объёмы изучаемой школьниками информации диктуют новые параметры оценки. Кстати, многие страны уже перешли на более широкую шкалу отметок: например, в Беларуси давно действует десятибалльная система оценки знаний, на Украине – вообще двенадцатибалльный диапазон. Вероятно, пришло время и нам что-то менять в системе образования.
А нам это надо?
КАК ПОКАЗЫВАЕТ практика, изменение оценочной шкалы зачастую вызывает немало проблем. Старшеклассникам, которые всю школьную жизнь оценивались по пятибалльной системе, придётся адаптироваться к нововведениям, а это, по мнению большинства психологов, может вызвать у подростка стресс.
Однако, с другой стороны, в России уже давно не 5-балльная система, итоговых двоек и единиц никому не ставят. Работа над «расширением оценочных границ» началась после введения в школах ЕГЭ, который оценивается по 100-балльной шкале. Сегодня педагоги говорят о том, что необходим более дифференцированный подход, идёт обсуждение изменения всей системы оценки знаний: не только умений и навыков, а ещё и учебных достижений, результатов научной деятельности.
- Прежде чем говорить о массовом переходе на 10-балльную систему, необходимо в экспериментальном порядке определить сам механизм оценивания: что будет стоять за одним баллом, двумя баллами, - рассказала «АиФ на Мурмане» председатель комитета по образованию администрации Мурманска Наталия КАРПЕНКО. - Если сегодня это «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», то пока не понятно, что будет в 10-балльной системе. Эксперимент, с моей точки зрения, должен показать, целесообразно ли вводить новую систему оценивания. Мы не имеем здесь права на ошибку.
Вероятно, именно поэтому Мурманская область участия в эксперименте не принимает. Однако, по словам Наталии Карпенко, в Мурманске нашлись бы учреждения, готовые поучаствовать в этой программе, например, инновационные образовательные учреждения. Поэтому кто знает: возможно, через пару лет мурманские школьники начнут получать девятки и десятки, а родителям ещё долго придётся привыкать, что пятёрка – это вовсе не «отлично», а нечто среднее между «удовлетворительно» и «хорошо».
Смотрите также:
- «Диплом никого не делал мудрее!» Почему важно сделать правильный выбор? →
- Красота физики - страшная сила. Как сделать науку доступной каждому →
- До «силиконовой долины» далеко…Или кто диктует моду на профессию →