«Говорят и Показывают»: Как жить без звуков?

   
   

Красивая девушка с удивительно большими глазами, словно излучающими свет, привлекла моё внимание, и так как в моём купе были только те, кому за 60, то я предпочла компанию ровесницы. Вика - слабослышащая, носит слуховой аппарат. Выпускница ГООУ СКОШИ № 3 г. Мурманска, она сейчас учится на фармацевта в г. Ульяновске.

Особое обучение

Существует несколько систем образование глухих и слабослышащих детей: традиционная, билингвистическая и верботональная. Первая направлена на развитие словесной речи, коммуникативных способностей, формирование компенсаторных механизмов. Вторая же (как её ещё называют - «двуязычная») предполагает использование жестового и словесного языка как средств образовательного процесса. И последняя, верботональная, система используется для диагностики и реабилитации слуха и речи у глухих и слабослышащих при помощи электроакустической аппаратуры.

В мурманской школе-интернате № 3 семнадцать классов: пять для слабовидящих и столько же для глухих детей, а также семь для слабослышащих, из которых шесть классов - для деток со сложными нарушениями (ДЦП и др. заболевания). Итого: 88 учеников от 6 до 18 лет. В процессе образования используется, в основном, традиционная система с элементами билингвистической и верботональной. В школе есть вся необходимая материальная база. Высокопрофессиональный коллектив учителей  и  дефектологов старается помочь своим подопечным. И это чувствуется с порога -  в глаза сразу же бросается стенд с фотографиями учеников и с расписанием кружков и секций,  которых  в школе не так уж мало: «Говорящие руки» - жестовое пение, «Эхо» - художественный кружок, «Золушка» - декоративное творчество и шитьё, «Жест» - танцевальный коллектив. Атмосфера уюта царит повсюду.

- В наших стенах дети реализуют свой творческий потенциал. Мы сотрудничаем со многими мурманскими учебными учреждениями, художественными и музыкальными школами, с лицеями и колледжами. У нас можно получить среднее образование с первого по девятый класс. Для дошколят есть и подготовительные занятия к школе, - говорит Марина Ивановна Конькова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интерната № 3.

Высшее или среднетехническое образование глухие и слабослышащее люди получают на общих основаниях, никаких льгот на поступление в университеты по законодательству Российской Федерации нет. Хотя существуют специализированные отделения в некоторых вузах, но их мало.

Немногие слабослышащие и глухие выпускники специальной (коррекционной) школы идут учиться в обычные институты или переводятся в обычные школы. С трудом  проходит интеграция глухого в общество. Но проблемы  лежат  глубже.

Домашнее воспитание

У большинства глухих людей небольшой словарный запас и проблемы с орфографией. С чем это связано?

Надо понимать, что ребёнка в первую очередь воспитывают дома! И только родители в полной мере могут помочь глухому ребенку интегрироваться в общество. Чем раньше пройдет диагностика слуха и выявления отклонений - тем лучше. Самый оптимальный срок для этого - 6 месяцев, а то и раньше. Независимо от состояния слуха, ребенок должен развиваться, как и его здоровые ровесники.  И тут вся ответственность лежит на плечах близких. Некоторые родители, осознавая проблему, начинают стесняться своего отпрыска, не занимаются им, превращая ребёнка в «растение». Естественно, придя в первый класс, такой ребёнок не может быстро освоиться и за один год изучить всё то, на что обычному малышу потребовалось 6 лет, отсюда и отставание в развитии, и другие психологические проблемы.

Марина Ивановна делится: «Если вас попросят произнести или написать слово «снег» на китайском, вы сможете? Так вот и русский язык для глухих деток как китайский, каждое слово необходимо учить. Теперь вы понимаете, почему им так сложно».

   
   

 

Смотрите также: