В. Костиков: «Российское чиновничество гробит надежды на демократию»

   
   

Похоже, что повадки чиновников со времён Гоголя и Салтыкова-Щедрина мало изменились. Демократия, прогресс, права населения, здравый смысл, наконец, для российского бюрократа - пустой звук. Главная его забота - ублажить начальство и убедить его, что «жить стало лучше, жить стало веселей».

Вот и при недавнем визите Д. Медведева в Киров всё было как всегда. На центральных улицах заделали выбоины, покрасили фасады, привели в порядок скверик. При этом асфальт, по свидетельству местных журналистов, укладывали в такой спешке, что закатали катком с полсотни канализационных люков. Ну а милиционеры, обходя прилегающие к маршруту дворы, просили жителей… не выходить на улицу и не вывешивать из окон плакатов. Хорошо, что просили…

Базовый инстинкт

Мы не стали бы писать обо всех этих привычных пустяках, если бы не один нюанс: с января 2009 года губернатором области является бывший  лидер Союза правых сил (СПС) Никита Белых - человек с ярко заметной демократической и даже либеральной причёской. И это обстоятельство вынуждает нас сделать из этой в сущности банальной истории самые пессимистические выводы. Кто бы в России ни стоял у кормила власти - коммунисты, демократы, либералы, консерваторы или православные патриоты, - суть правления от этого не меняется. За спиной даже самых либеральных премьеров и президентов за властные ниточки дёргает самое безмозглое, самое холуйское и ненасытное сословие - российское чиновничество. Уверен, что сам Н. Белых не отдавал никаких распоряжений «не пущать на улицу народ». Просто чиновничий базовый инстинкт при приближении начальства у нас в России срабатывает автоматически.

Масштабы ущерба

Масштабы ущерба варьируются в зависимости от величины «города Глупова» и ранга чиновников. В районе к приезду начальства могут покрасить забор и выдать дояркам (если посещается ферма) новые фартуки. В столицах всё круче, размашистее, а следовательно, и опаснее. В Москве могут втихую проигнорировать «вредное» распоряжение премьера, пропустить мимо ушей критику президента, зарубить на дальнем подходе законопроект, посягающий на доходы и привилегии высшего чиновничества.

Неудивительно, что даже в условиях кризиса, когда население вынуждено экономить на морковке, наше чиновничество декларирует какие-то немыслимые доходы. На днях в прессу просочились данные о том, что члены совета директоров «Газпрома» вознамерились выплатить себе премиальные за прошедший год по 15 млн. рублей. И это притом, что Д. Медведев уже намекал служащим на необходимость соблюдать хоть какую-то скромность. Но наш чиновник, привыкший к круговой поруке и безнаказанности, даже кремлёвские намёки понимает, лишь оказавшись в кутузке.

Без страха и упрёка

Охраняя свои побочные доходы, чиновники уже многие годы замыливают остроту антикоррупционных законопроектов. Из них всякий раз каким-то таинственным образом исчезает положение о конфискации имущества, нажитого преступным путём. А без конфискации крупному взяточнику ничего не страшно. Ну уволят! Ну понизят! А откаты (нередко миллионные) и построенные на них загородные особняки остаются. Стоит ли удивляться, что при «беспощадной борьбе», которую власть ведёт с коррупцией, её уровень, по недавнему признанию генпрокурора Ю. Чайки, возрастает ежегодно на 5%.

   
   

Уже многие годы коррумпированным чиновникам и депутатам удаётся сохранять минимальный налог на наследство. Таким образом дорвавшиеся до казны или до откатов пытаются сохранить нажитое для потомства, плодя будущих бездельников и прожигателей жизни. В США, к примеру, налог на наследство составляет 77%. Это не только пополняет казну, способствует более справедливому перераспределению доходов, но и стимулирует деловую активность.

Та же история с налогом на дивиденды. В США они облагаются налогом в 35%, а в разных странах Европы от 40 до 60%. В результате значительная доля дивидендов там идёт на развитие производства, на инновации, на научные исследования при корпорациях. А у нас - на вызывающее, демонстративное потребление. По данным академика В. Иноземцева, в России в 2006-2007 гг. владельцы компаний присвоили в виде дивидендов 100% прибыли. А мы удивляемся: а где же результаты десятилетнего развития?

Вековая история учит: чиновника не проймёшь ни этикой, ни совестью, ни любовью к Отечеству, ни Богом. Заставить его работать на общество может либо страх, либо жёсткая регламентация полномочий. И то и другое давно поняли в Европе. Там предусмотрены не только поощрительные, но и карательные меры. В том числе (естественно, за крупные проступки) конфискация имущества, увольнение без права на пенсию, ликвидация выслуги лет. Действует и система «описания поста»: по каждой должности строго прописаны и круг обязанностей, и границы полномочий.

*   *   *

На днях по телевизору показывали, как Юрий Лужков выезжал инспектировать питомник для бездомных собак. Питомник хороший. Но поразило количество прилепившихся к поездке чиновников. Видимо, в описании их постов так прямо и указано: сопровождать начальство в поездках по городу, есть его глазами, возгласами и видом выказывать готовность немедленно приступить к улучшению жизни. Своей… разумеется.

 

Смотрите также: