Ковалевская из параллельного мира

   
   

 На её малой родине – в селе Полибино Великолукского района, где создан мемориальный музей её имени (единственный в мире!), с грустью ждут этого праздника: капитальный ремонт усадьбы, растянувшийся на годы, так и не завершён.

- Увы, но многочисленным гостям, которых ждут на юбилейные торжества, показывать будет нечего, – с грустью констатирует директор музея Валентина Румянцева. Наш корреспондент попытался понять: почему так «не повезло» нашей знаменитой землячке.

Софи из Полибино

Опасайтесь подделок – лозунг нашей жизни. В этом смысле каждый, кто приезжает сюда, может быть абсолютно спокоен: дом, где росла прелестная Софи, - это подлинное строение, датируемое серединой XIX века. Внимание: всё, что видит посетитель в Михайловском или Любенске, - новодел. Усадьба в Полибино – особая статья.

 

озведённый по проекту Александра Брюллова (брата великого живописца), этот замок выстоял, пережив смутные годы революции, немецкую оккупацию и ещё более трудные мирные годы, пока, наконец, чиновники от культуры не опомнились и не предприняли некоторые меры к сохранению. А вообще, приобщиться к прекрасному здесь очень просто: нужно заплатить за билет 30 рублей (для школьников – 20) и можно начинать гулять по двум  уютным комнатам, где собрана часть экспонатов, связанных с жизнью и деятельностью Софьи Васильевны. Не преминули и мы воспользоваться этой возможностью. И влюблённая в своё дело Валентина Румянцева, директор музея, с удовольствием рассказывала о том, как жила и взрослела в деревенской тиши наследница генерала Василия Корвин-Круковского.

Обозревая многочисленные мемории (подлинные вещи. – Прим. авт.), можно легко представить, как в атласных бальных туфельках она шла по зале в торжественном котильоне.

   
   

- Мне кажется, что обывателю сейчас непонятно стремление этой удивительной женщины постигать науку, - размышляет вслух Валентина Павловна. –  Куда современнее «закадрить» какого-нибудь миллионера с толстым кошельком и дачей на Рублёвке.

С этих позиций на самом деле трудно представить себе мадам Ковалевскую. А с другой стороны, интересно: какой она была? Судя по фотографиям – яркой и обаятельной; рост примерно такой же, как у Мерлин Монро. А прозвище, данное первым мужем, как у Эдит Пиаф - Воробушек. И «синим чулком» Софья Васильевна отнюдь не была.

ознакомившись после смерти первого мужа с социологом Максимом Ковалевским (по иронии судьбы, у двух главных мужчин её жизни была одинаковая фамилия), она, как и всякая нормальная женщина… скинула себе три года. И только после её скоропостижной кончины (простудилась на корабле, возвращаясь в Стокгольм), возлюбленный узнал правду. В музее хранится подлинная метрическая запись, подтверждающая эту маленькую женскую слабость, простительную даже великому математику.  Можно ли было бы назвать её красивой в современном понимании этого слова? Да! И это семейное. Старшая сестра Софьи – прекрасная Анна - в своё время вскружила голову самому Достоевскому. Фёдор Михайлович, человек, мягко говоря, не простой  (одна увлечённость карточной игрой чего стоит) -  ухаживал за Анной и, более того, сделал ей предложение руки и сердца. Отказала и, может быть, правильно сделала. Об этом и многом другом можно узнать, гуляя по экспозиции, которая скоро должна расшириться за счёт господского дома, где, увы, который год подряд тянется бесконечный музейный ремонт.

Все классики сво…

- Здесь должен быть кабинет её отца, здесь – будуар его супруги, а там детская, где жила маленькая Софья, -  с оптимизмом рассказывает Валентина Павловна. Однако, глядя на покрытые штукатуркой стены, трудно пока представить, как на самом деле будет всё выглядеть. Мешают созданию величественной картины (даже в уме) рабочие спецовки, брошенные, видимо, ещё в прошлом году, нехитрые атрибуты строительного быта и технологии.

- Всё, что вы видите на рисунках (в руках нашей спутницы появляется красочный альбом, где в цвете воссозданы все интерьеры будущего музея), у нас хранится в запасниках.

 

Вообще, как можно было судить из дальнейшего рассказа, даже в музейном деле есть своя дискриминация. Если отследить по хронологии создание и восстановление музея, то Софье Васильевне, образно выражаясь, в последнее время постоянно мешают… мужчины-классики.

- Наш музей был создан в 80-м, – продолжает г-жа Румянцева. - Составили смету, приготовились к ремонту, а тут подкатил юбилей Мусоргского. Потом Полибино обошли, когда праздновали круглую дату Римского-Корсакова. Потом грянул 200-летний юбилей Александра Сергеевича.

От себя добавлю, что если бы великий поэт узнал о такой несправедливости, то он, поклонник женской красоты, наверное, вызвал бы на дуэль чиновников от культуры. Такая же история произошла и в год празднования 1100-летия Пскова, когда на завершение реставрации музея Ковалевской снова не хватило средств. Возлагали надежды на прежнего министра культуры, но, увы, Соколов до Великих Лук так и не доехал, удовлетворившись почти ритуальным посещением Пушкинского заповедника.

«Доля ты женская…»

Единственное, что позволяет жить и надеяться,  - это, наверное, безграничная преданность своему делу трёх милых женщин – сотрудниц музея. Их труд -  это не только экскурсии, которые они  проводят с удивительным тактом и эрудицией. Штат сотрудников мемориальной усадьбы ограничен, поэтому, если нужно после зимы прибрать парк, подмести дорожки, собрать и сжечь сучья, то включаются буквально все. Но это, так сказать, хозяйственные заботы. А ведь каждый сотрудник обязан заниматься ещё и научными изысканиями.

 

…Покидая эти гостеприимные места, невольно спрашиваешь себя: так был ли прав великий Лобачевский, утверждая, что параллельные прямые (миры?) где-то в необозримом пространстве российской культуры должны пересечься?  Не знаю, как другие, но в музее великого математика Софьи Ковалевской на этот вопрос неизменно отвечают положительно.

Только цифры

За период с 1991 по 2004 годы реставрационных работ по музею выполнено на 12,8 млн. рублей. Сметная стоимость на 16.06.2005 года составляла 25,8 млн. руб. Остаток сметной стоимости по проекту - 13 млн. руб. В 2004 году Министерство культуры исключило музей из плана реставрационных работ. На завершение работ по реставрации главного дома требуется, по крайней мере, 10 млн. рублей (в ценах трехлетней давности – так говорят в Псковском музее-заповеднике).

 

 

Только факты

1. В Америке создан и активно работает Фонд имени Софьи Ковалевской, из которого выплачиваются премии женщинам-математикам развивающихся  стран.

 

2.  В Германии, в университете города Кайзерслаутерна, организована гостевая профессура имени С.В. Ковалевской

3. В феврале 2002 года Фонд имени Александра Гумбольдта  учредил премию имени С.В. Ковалевской в  размере 22 млн. евро для  молодых одарённых учёных, уже заявивших о себе своими исследованиями. По словам министра образования и науки Германии Эдельгарда Бульмана, «в лице нашей патронессы Софьи Ковалевской мы нашли настоящую европейку, которая убедительно показала, что научная  работа всегда должна иметь интернациональное измерение».

Смотрите также: