Демон над Россией

   
   

Телеканал «Россия» начал демонстрацию нового сериала «Иван Грозный» - многосерийный фильм, выдержанный в стиле «лубка» вряд ли станет значительной вехой в российской кинематографии. Но на подходе и фильм Павла Лунгина, посвященный всё тому же историческому персонажу. Еще немного и Иван Грозный станет самым экранизируемым русским царем, что крайне показательно – особенно с учетом того, что впервые этот монарх появился на киноэкранах под личным патронажем товарища Сталина. Откуда это внимание к достаточно жуткому, даже по средневековым меркам, персонажу? Возможно, дело в том, что Иван Грозный первым воплотил в реальность самый страшный и самый соблазнительный вариант русской истории. Он не только физически и морально растоптал страну, но и предложил ей взамен огромный, соблазнительный пряник. Тем самым Иван Грозный первым проложил тот заколдованный круг, из которого Россия тщетно пытается вырваться уже которое столетие подряд.

Наш Дракула

Иван Грозный правил в середине 16-го века. Имена его предшественников прочно забыты в народной памяти, хотя именно при них было окончательно сброшено татаро-монголское иго, Московское царство присоединило к себе множество отдельных княжеств и стало самым сильным русским государством того времени. Возвышение Москвы сопровождалось войнами, интригами, кровопролитиями, но они мало отражались в летописях, так как не выходили за уровень нормальных, для средневековья, зверств. В соседних странах нравы были ничуть не мягче. Однако Иван IV сумел выделиться и на этом фоне.

« … Людей обливали зажигательной смесью и затем, обгорелых и еще живых, сбрасывали в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; младенцев привязывали к матерям и живыми кидали в воду. Священники и монахи после различных издевательств были биты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами, и живое предание об этом сохранялось еще в XIX веке».

Такова картина разорения Великого Новгорода, учиненного совсем не врагом, захватившим город, а главой собственного государства, лично явившимся, чтобы чинить суд и расправу над горожанами. Поводом для зверской расправы стало – вздорное обвинение новгородской верхушки об их стремлении переметнуться в подданство соседнему государю. Видимо, утопленные в Волхове и зажаренные на сковородах новгородские младенцы были самыми последовательными шпионами и вредителями. После этой расправы Новгород, собственно, и перестал быть – Великим…

Можно долго перечислять разнообразные зверства, учиненные Иваном Грозным, на просторах Руси – введение опричнины, истребление целых боярских родов, расправы над деятелями Церкви, истребление целых деревень и городов, зафиксированное и русскими, и европейскими летописцами. Но к чему? Казалось бы – надо забыть такого тирана, как в страшном сне, и если вспоминать его, то только в качестве Синей Бороды или Дракулы, фольклорного персонажа, чтобы пугать непослушных детей. Но, увы, этого не происходит. Наоборот – снимают фильмы, требуют канонизации, рисуют иконы. Почему?

Вековой соблазн

Да простят меня материалисты, но создается временами ощущение, что над нашей страной витает могущественный демон. Раз в несколько столетий этот демон находит себе воплощение, и десятки лет терзает страну, калеча и убивая тысячи и десятки тысяч своих подданных. Имена и обличия этот демон принимает самые разные – Иван Грозный, Петр Великий, товарищ Сталин, но результат его действий всегда один – истребление людей, разоренная страна, полное моральное опустошение выживших.

   
   

Обратите внимание на страшное, почти образцовое сходство этих исторических персонажей – они (или все-таки он?) питали страсть с образцово-показательным расправам над собственным народом и собственным окружением. Изуверские, массовые казни Ивана Грозного, расправа над стрельцами Петра Первого, показательные процессы над врагами народа при товарище Сталине. Все они отличались крайней подозрительностью, жертвой которой пали их собственные родственники – Иван Грозный и Петр Великий убили своих сыновей, товарищ Сталин почти полностью истребил семьи Аллилуевых и Сванидзе, и потому у них не оставалось наследников по крови и по духу.

Истреблялась старая элита государства, на её место из безвестности возносились новые люди – опричники, люди, Лефорты и Меньшиковы, выдвиженцы сталинской эпохи... все те кто, после смерти своего страшного властелина в считанные годы погрязал в воровстве, разваливая всё созданное в эпоху террора. А кроме того - уничтожались любые народные вольности и свободы. Любой желающий может продолжить этот ряд сходств.

И результат - после царствования Ивана Грозного последовала знаменитая Смута, едва не погубившая русское государство. После смерти Петра Первого – Россия на десятилетия погрузилась в хаос, названный эпохой дворцовых переворотов. После смерти Сталина начал гнить и разваливаться Советский Союз, погибший уже на нашей памяти. Но самое печальное – как и подобает демону, это существо, взбиравшееся на трон нашего государства, не только калечило страну, но и соблазняло её. Народу дарили пряник, который казался тем привлекательнее, чем большую разруху они видели вокруг, после смерти тирана. Этот пряник называется – могущество государства.

Так при Иване Грозном территория страны выросла вдвое, были захвачены Казань и Астрахань, началось присоединение Сибири. Петр Первый превратил Московское царство в огромную Российскую Империю, оставив после себя блистательный Санкт-Петербург, выстроенный на костях десятков тысяч российских подданных. Сталин подчинил Москве половину мира и оставил нас с ядерной бомбой. Огромные, беспрецедентные свершения, оплачены кровью и страданием миллионов людей. Они разрушили экономику государства, раз за разом ввергали нашу страну в нищету, и именно поэтому Россия так бедна в сравнении с соседями – но блеск имперских свершений туманит разум. Националисты требуют канонизации Ивана Грозного, товарищ Сталин чуть-чуть не побеждает в телепроекте «Имя Россия», а наши власти по-прежнему «грозят шведу». Демон не улетел, он по-прежнему вьется над страной. И внимание к Ивану Грозному – всего лишь внешний симптом его близости.

Смотрите также: