Когда вокруг только ветер да бесконечная пустота - кто знает, выстрелит то ружье или нет. Наконец, «ствол» отправляется в чехол, как и положено по закону. Инспекторы находят и рыбу, пойманную явно не на удочку. Хотя рулевой катера, предъявивший удостоверение работника мэрии Великого Новгорода, уверяет: как раз-таки на удочку, дорогие господа инспекторы и журналисты. Озерные стражи предупреждают: мол, найдем сетку – ответите по полной. И после длительного обыска лодки еще сырую сетку находят! Теперь горе-рыбаки заплатят самый настоящий штраф - от 1000 до 2000 за сетку и плюс за каждую щуку или судака по 250 рублей.
Люди есть, техники нет
Мокрая рыболовная сеть и рыба из лодки явились практически неопровержимым доказательством причастности мужчин к антизаконному занятию - браконьерской ловле рыбы. Увы, но чаще вопрос о происхождении улова остается риторическим. Ибо, едва увидев катер рыбоохраны, «жулики» сбрасывают орудие лова в воду и отплывают метров на 20 в сторону. Все знают, чья сеть только что брошена, но пойди докажи! Прошлой весной с помощью журналистского фотоаппарата заставили признаться в злодеянии кандидата в депутаты от одной из партий. Тот тоже сбросил сеть в воду, но был в тот момент сфотографирован. Может быть, рыбоохранникам срочно обзавестись видеокамерами? Можно бы, соглашаются они. Но пока нет даже самых обыкновенных катеров.
По словам инспекторов, реформа по разделению полномочий Рыбнадзора и Россельхознадзора разъединила одно целое, а вслед за ними поделила и технику. По словам рыбоохранников, вся она перешла именно к Россельхознадзору, а Рыбнадзор остался практически без штанов.
Тем временем диалог на середине озера плавно перетекает от техники к главному и, пожалуй, самому больному вопросу для рыбы, экологов и рыбоохранников – дешевым китайским сетям...
Дешево и сердито
Даже на скорости и без всяких навигаторв, которыми вовсю пользуются «жулики», глаза рыбоохранников находят в мутной ильменской воде целые километры сетей. В некоторых – склизкая тухлая рыба. Это значит лишь одно: браконьер не захотел снимать сеть в той или иной части озера.
- Вода загрязняется, безусловно! И сетями, и вот этой брошенной рыбой. Я считаю, что это ничем и никак не оправданное кощунство. Хотелось бы обратиться к «жуликам»: если уж вы поставили сеть, так будьте добры снять ее, - говорит инспектор Эдуард Фомин.
Озеро Ильмень настолько богато подводными паутинами, что в них попадает не только рыба. В новгородском поисково-спасательном отряде нам рассказали, что в мутной ильменской воде водолазы, не успевшие заметить сеть, нередко запутываются сами.
Одна китайская сетка стоит от 100 до 200 рублей - сущая мелочь. Затраты с лихвой окупаются. Большинство профессиональных губителей рыбьих душ - вовсе не бедные люди. И бросают сети именно по причине их крайней дешевизны: зачем беречь то, что не стоит почти ничего!
- Мы знаем всех самых наглых нарушителей - их на Ильмене примерно человек 50. Но все они спокойно платят штрафы и продолжают заниматься своим промыслом. Выгодно, и все тут, - рассуждает рыбоохранник Сергей Алексеев.
Очевидно, что при большом желании, а не популизме и сети могут получить статус если не оружия, то хотя бы орудия. И за незаконное использование, сбыт или приобретение этого орудия надо наказывать. И наказывать строго. Впрочем, наряду с наказанием необходимо что-то сделать с такой вещью, как «уважение к закону». Ибо пока человек видит, что запрещенное одним разрешено другим, ничего ни из каких - даже самых лучших идей не получится. И рыба исчезнет раньше, чем мы все-таки начнем что-то предпринимать...
Сказано
В 2007 году, во время своего посещения Старорусского района, губернатор Сергей Митин пообещал принять все необходимые меры для того, «чтобы ильменская рыба была визитной карточкой области и новгородские рыбаки оставались хозяевами своих участков».
Кстати
Гендиректор «Новрыбпрома» получил 2 года за «черную кассу». Дмитрий Сидельников признан виновным в злоупотреблении полномочиями по ч. 1 ст. 201 УК РФ. Ему назначено наказание в виде двух лет лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
По данным следствия, Дмитрий Сидельников занимал должность директора ООО «Новрыбпром» с 21 августа 2000 года. С апреля 2004 года по апрель 2007 года он являлся генеральным директором вышеупомянутой фирмы. В июне 2006 года на предприятии была создана неофициальная касса, из которой гендиректор взял в общей сложности более 11 миллионов рублей, за которые никак не отчитался. На момент его увольнения из «Новрыбпрома» предприятие имело кредиторскую задолженность 23 миллиона рублей. Приговор еще не вступил в законную силу. Сидельников намерен его обжаловать в областном суде.
Смотрите также:
- Ловушка для романтиков. Россиянин уехал в Сирию, насмотревшись видеороликов →
- Михаил Жванецкий по факту отсоса газа… →
- Сергей Некрасов: Утомленные властью →