А нужны ли властям памятники Архангельской области?

 

   
   

Мещанка Толстикова удивилась бы

 100 лет назад в этом доме, в самом центре Архангельска, жила мещанка Толстикова. По   соседству  находилась ее личная конюшня, кузница и еще три дома, в которых жили работники Толстиковой. Сегодня в доме мещанки влачат существование пятнадцать человек, в том числе Галина Михайловна Наседкина, пенсионерка. Ее предки обслуживали Толстикову. Галина Михайловна всю жизнь живет в этом доме - теперь коммуналке. Когда вода замерзает, она идет на колонку, на общую кухню выходит в валенках и шубе - печка давно развалилась. Парового отопления здесь никогда не было.

«Здесь родилась, здесь и умру»

Дом мещанки как бельмо на глазу. Вокруг «бельма» плотным кольцом идет модная отделка коттеджей под ключ и строительство развлекательных центров, а дом этот только портит антураж. Его бы снести да расселить жильцов. Но нельзя: громоздкому кривому зданию присвоен статус «памятника культуры». Представители проверяющих компаний время от времени приходят сюда, выдают отписки, дескать, износ составляет всего 61%, и, следовательно, здесь еще можно жить. Кстати, износ дома 61% - это по бумагам 1997 года.

«Мои дед и бабушка жили в доме прислуги, еще до революции, - рассказывает Галина Михайловна. –  У них было 17 детей. После революции Толстикова куда-то делась, и они все переехали в ее дом. В этом доме родилась и умерла моя мама. В этом доме родилась и, наверное, умру и я».

Живут в этом некогда завидном доме практически одни пенсионеры.

Последний раз объект культурного наследия пережил капитальный ремонт полвека назад.

Правда, в прошлом году подлатали крышу. Она настолько обветшала, что дыры приходилось закрывать клеенкой. И все. Больше никакого ремонта.

   
   

Крысы как домочадцы

 Черные дни настали для жильцов два года назад, когда вокруг их дома началась так называемая точечная застройка коттеджей, а затем строительство одной из центральных магистралей города.

Старую ливневку закопали, сделали новую, но… дом к ней отчего-то не подключили. Теперь все продукты жизнедеятельности благополучно всплывают из-под крыльца. От беспрерывной работы сваебоя пол на первом этаже провалился, открыв доступ к еде здоровенным крысам, которые по-хозяйски орудуют на столах. Из-за перекошенных полов двери не закрываются, печи «дотанцевались» до того, что начали сыпаться одна за другой, будто они сделаны из песка. На общей кухне второго этажа печка развалилась, так старушки поднапряглись, вынесли битые кирпичи под крыльцо. Кирпичи стали своеобразной дамбой, чтоб не пускать фекалии и воду к самому ценному - поленнице. Вместо печки они установили видавший виды унитаз и отгородили отхожее место старым ковром. Все ж таки кухня.

Бельмо на глазу

Сейчас жильцы дома с ужасом ждут похолодания. Как только приморозит, в кранах замерзнет вода, и пойдут старики, как в войну, на колонку.

Зимой старики сидят без воды и без дров по несколько месяцев. Как в блокадном Ленинграде. «К нам отказываются везти дрова. Говорят, не могут подъехать из-за строительных работ», - со слезами на глазах говорят они.

Так и возвышается этот дом-имя. Представляем, как он мешает будущим хозяевам коттеджей. «Как бельмо на глазу»…

Небоскреб уйдет с молотка

О том, что суд постановил снести уникальный деревянный дом Николая Сутягина, мы уже писали. А недавно стало известно, что в городе объявлен аукцион на выполнение работ по его сносу.

Как говорят в пресс-службе Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области, так как Сутягин добровольно решение суда о сносе не исполнил, был объявлен открытый аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сносу самовольной постройки. Максимальная стоимость работ была определена в 2 млн. 600 тысяч рублей. Согласно федеральному закону «Об исполнительном производстве» все расходы будут взысканы непосредственно с владельца многострадального дома. Часть расходов планируется покрыть за счет продажи строительного материала, полученного после разбора дома.

 

 

От редакции

 

Уважаемые читатели! Считаете ли вы, что дом, который мог бы претендовать на почетное место в Книге рекордов Гиннесса, можно укрепить и показывать туристам? Или вы считаете, что его стоит стереть с лица земли как уродливое нагромождение? Свое мнение вы можете высказать по тел. 29-33-25. Спросить Анну Нечай.

Смотрите также: