90 лет назад, 11 ноября 1918 г., закончилась Первая мировая война. Перемирие было подписано в Компьенском лесу (Франция) и к России особого отношения не имело.
А жаль: наша страна участвовала в войне с её первого дня в августе 1914 г. до сепаратного мира с Германией, заключённого после Октябрьской революции 1917-го. На полях сражений остались 2 млн. русских солдат, ещё 3,75 млн. попали в плен. Полгода назад «АиФ» объявил о поиске последних ветеранов войны, которая на Западе до сих пор называется Великой. Небольшая надежда найти хоть одного была: в мире на тот момент были живы 3 человека. Увы, надежда не оправдалась. По нашим данным, последний российский солдат Первой мировой умер 10 лет назад.
«Мой дед Малоземов Дмитрий Егорович, - написал в редакцию Василий Соломеин, - родился 8 мая 1897 г. Он был высокий, статный, имел красивый голос и всю жизнь очень любил петь. На войну он попал в 1915 г., его часть воевала в Румынии. У деда всю жизнь была очень хорошая память, которая сохранилась до самой смерти. Так что лучше я предоставлю слово ему самому.
«Ох и отчаянный я был, - рассказывал дед, - молодой, горячий. Ума-то не было, вот и лез впереди всех в самое пекло. Меня за это даже командиры ругали. Хаживал я и в штыковую, много бился врукопашную в окопах, но везло - за всю войну даже ранен не был.
Как-то спас в бою командира, за это получил отпуск. Во время отпуска женился - и снова на фронт. Однажды к нам приезжал сам царь Николай II с дочерью, так я даже с ними рядом стоял. А мой друг Иванко, который здорово играл на гармошке, был послан командованием развлекать императора. Потом позже на фронт стали какие-то непонятные мужики в кожанках приезжать. Говорили, чтобы мы бросали винтовки и расходились по домам. Солдаты не понимали, что происходит, считали их шпионами и убивали. Но через некоторое время то же самое нам сказали офицеры. Так для меня Первая мировая и закончилась.
В Гражданскую воевать уже не хотелось. Но в деревне было неспокойно - то «беленькие» мобилизацию устроят, то «красненькие». Мы с мужиками и от тех, и от других то в лес сбегали, то с поезда на ходу прыгали. Нам хлеб растить было надо, за скотиной ухаживать, да и дети, почитай, у всех были.
Через много лет опять пришлось повоевать, уже в Отечественную. Сначала дрался под Ленинградом. Сколько в атаку ходил - ничего, живой остался. Слева и справа падают убитые, а я бегу... За всю войну перебило только руку, ногу и палец на руке. Был контужен, из-за этого стал плохо слышать. Да ещё под конец войны осколком в лоб залепило так, что меня сперва и в госпиталь принимать не хотели. Но оклемался. А вот сыну моему, с которым вместе служить довелось, не повезло. Мы в одной деревне с ним колодец охраняли, его ранило смертельно, и он умер у меня на руках».
Вот такие истории про свою долгую жизнь рассказывал дед. После Великой Отечественной он осел в Свердловской области, построил дом, работал на хлебопекарне. Говорят, когда муку разгружал, поднимал по два 60-килограммовых мешка. В 1957-м вышел на пенсию, но держал лошадь, корову, телят, овец. Каждое лето на всю эту ораву сено косил - последний раз на покос ездил в 89 лет! Все удивлялись, какой крепкий старик, а он отвечал: «В нашем роду никто меньше ста лет и не жил!» И правда, в этом возрасте он ещё снег со двора убирал. А умер дед как-то неожиданно. Встал ночью воды попить, в темноте упал, стукнулся головой об угол стола... Случилось это 13 мая 1998 г. Был деду 101 год. Похоронен он в посёлке Двуреченск Сысертского района Свердловской области».
За время проведения акции «Последний герой Первой мировой» в редакцию пришло более полусотни писем, из которых стало ясно, что с поисками мы опоздали на полтора десятилетия. До «рекорда» Д. Е. Малоземова чуть недотянул Иван Петрович Федин (воевал на Северном фронте), умерший в 1997 г. и похороненный на кладбище подмосковного Наро-Фоминска. В 1994-м в Туркменистане ушёл из жизни Василий Павлович Кошелев (Турецкий фронт). В 1993-м скончался последний русский ветеран в США полковник Александр Сергеевич Брасоль, служивший в лейб-гвардии кирасирском полку. Войну, на которой они проливали кровь, в нашей стране долгие годы было не принято вспоминать. Её называли несправедливой и империалистической, но это вряд ли может сделать жертвы, принесённые солдатами Первой мировой, менее значимыми.
Смотрите также:
- «Пусть будет что угодно, только бы не война!». О бомбёжках, постоянном страхе и голоде →
- На мажорной ноте. Военное прошлое галантного рыцаря →
- Фронтовая разведка: Жизнь и судьба Виктора Клименко →