Бои за колясочную. Псковичка и управляйка не поделили общедомовое имущество

В доме проживают всего девять семей © / фото Андрея Степанова / АиФ

Закон гласит, что в многоквартирном доме общедомовое имущество принадлежит собственникам. Все остальные могут им пользоваться только с разрешения общего собрания жильцов. Однако в одном из псковских домов ситуация сложилась иная: жители не могут допроситься у управляющей компании доступа в помещение, где хотели бы оставлять детские коляски и велосипеды. «АиФ-Псков» разобрался, кто прав в этой истории.

   
   

Чье имущество

Вместе с девятилетней дочерью Светлана Васильева живет в двухэтажном доме на улице Лермонтова. У нее небольшая квартира-студия. Места не так много, но она конечно и этому рада.

Как только начался сезон велосипедов и самокатов, встал вопрос, где хранить транспортные средства дочери. В доме есть колясочная. Размером она, по словам женщины, как просторная комната. Светлана обратилась в управляющую компанию с просьбой дать ей ключ от этого помещения, чтобы оставлять в ней велосипед, но получила отказ. В управляйке ей сказали, что пользоваться колясочной могут только инвалиды. «Инвалидов в доме нет, – говорит Светлана. – Я даже пошутила: «Может, мне ноги сломать и тогда мне дадут от нее ключ?» Просто не понимаю, для чего это помещение, если пользоваться им не разрешают».

Соседи тоже пытались получить ключ от колясочной, но и им отказали. «Я даже писала в администрацию, чтобы помогли в этой ситуации, но мне ответили, что это не их компетенция и все вопросы надо задавать домоуправлению. Я предложила соседям собраться и вместе написать заявление в УК, посмотрим, какое это возымеет действие», – говорит женщина.

Светала с дочерью совсем недавно переехали в новую квартиру. Фото предоставлено Светланой

К сожалению, отмечает Светлана, колясочная – не единственный камень преткновения в общении с управляющей компаний. По ее словам, складывается такое ощущение, что управляйке нет дела до жителей, которых она обслуживает. «Урну с детской площадки украли, посторонние дети постоянно ломают на ней что-то, – рассказывает она. – Недавно газон стригли, так делали это несколько дней и выборочно, так он и остался только местами выкошенный. Сейчас думаю, как эту траву с территории убрать. Мы стараемся, чтобы возле дома было чисто и опрятно. Подметаем и сами моем подъезды, потому что УК, ссылаясь на какие-то правила, моет подъезд раз в месяц. А я за две недели, что в отпуске нахожусь, ни разу не видела, чтобы уборщица хотя бы подметала».

Выстраданная квартира

Светлана долго отстаивала право на свое жилье: в 2018 году «АиФ-Псков» подробно рассказывал ее историю. Она – сирота. Ее мама умерла от рака, когда девочки было 11 лет. Семья жила в деревне Ершово Псковского района. Отец пил, поэтому Свету и ее брата отправили в Красноргородскую школу-интернат. После интерната Светлана поступила в псковское ПТУ, выучилась на маляра и решила вернуться в родную деревню к отцу. Тогда ей было 17. Когда зашла в дом – потеряла дар речи. Некогда крепкое и уютное жилье превратилось в притон – всюду грязь, разруха, антисанитария, плесень. Оказалось, все это время отец сдавал квартиру не самым благополучным людям. Всю мебель и домашнюю утварь продал, срезал с сдал в металлолом даже батареи.

   
   

Поняв, что жить в таком жилье не сможет, Светлана уехала в Москву. Там у нее родилась дочь, но семья не сложилась. И вместе с десятимесячным ребенком она вернулась во Псков. Тут скиталась по знакомым, а потом оказалась в центре помощи «Руф». Это некоммерческая организация, которая помогает адаптироваться и социализироваться выпускникам интернатов для сирот. В Пскове для этого Центром организован «Клуб выпускников Псковского региона». В центре Светлану не только приютили, но взялись помочь получить жилье, как сироте.

Почти 9 лет борьбы и судебных разбирательств наконец-то увенчались успехом. В марте 2024 года Светлана с дочерью въехали в собственную квартиру.

Кто платит, тот и пользуется

«Это не колясочная, - пояснила директор УК «13 квартал» Ольга Самосонова, к которой «АиФ-Псков обратился за разъяснением ситуации. – Это помещение с собственным въездом проектом было предусмотрено для инвалидов».

Она заверила, что коридоры в доме огромные и мест, где жильцы могут оставить коляски, самокаты и велосипеды, хватает.

Пока дом, в котором девять квартира, не до конца заселен. Будут ли в нем жить инвалиды, которым это помещение потребуется, никто не знает. Получат ли жители ключи в случае отсутствия людей с ограниченными возможностями – непонятно. Ольга Самсонова сказала, что ответить на этот вопрос не может.

«По этому поводу есть четкий, понятный и однозначный ответ, – комментирует ситуацию член Общественной палаты Псковской области, эксперт в сфере ЖКХ Алексей Кириллов. - Это помещение - часть общего имущества и этим все сказано».

Он обращает внимание на тот факт, что в Жилищном кодексе нет понятия «инвалидное имущество». Есть ли «общедомовое имущество», собственники платят деньги за его обслуживание, а значит имею право им пользоваться.

«А что до того, что в проекте было написано, что конкретно это помещение предназначено для использования инвалидами так я уверен, что была иная формулировка – для использования маломобильными группами населения» - отмечает Алексей Кириллов.

Мама, у которой маленький ребенок в коляской как раз и относится к этой категории. Пусть и временно. Человек, которые ногу повредил, тоже пока в нее входит. «Управляющая компания в этом вопросе однозначно не права», – уверяет эксперт.

По его словам, Светлане и ее соседям необходимо письменно обратиться к управляющей компании с изложением своих требований. Если это вновь не возымеет действия, то следующая инстанция – комитет по региональному контролю и надзору Псковской области.