Царское Село. Крутые повороты судьбы Русского Версаля

   
   

Волею исторических перипетий именно здесь, на юге северной столицы, триста лет назад было суждено появиться Русскому Версалю. Зенита своей славы Царское Село достигло в конце 19 века при Николае II, когда летняя усадьба русских царей получила статус полноправной царской резиденции, города, который к началу 20 го уже мог соперничать с величайшими жемчужинами Европы не только по архитектурному убранству, но и по благоустройству.

 

Под крылом императорской фамилии небольшой провинциальный город за два века был превращен не только в архитектурный памятник, но и стал настоящим плацдармом для образовательных, культурных и управленческих экспериментов. Помимо первого в России водопровода, устроенного еще при Елизавете Петровне, канализации, освещения улиц и первой в России железной дороги, город мог гордиться тем, что большая часть населения умела читать и писать.

 

Еще при Петре появилась традиция отдавать местных крестьянских детей в обучение. К началу 20 века в Царском Селе действовало 20 учебных заведений. Помимо Лицея, существовала Императорская Николаевская мужская гимназия, выпустившая целую плеяду видных деятелей культуры, писателей и ученых. Были открыты женские гимназии, духовные и военные училища, народные школы для крестьян, действовали школа практического земледелия и лесное училище. Здесь в 1906 году начала работать Императорская школа шоферов, готовившая профессиональных водителей и механиков.

 

   
   

За триста лет существования Пушкин много раз преображался до неузнаваемости, стоял в руинах и восставал из пепла, менял статус, именуясь то Царским, то Солдатским, то Детским Селом, пока в 1937 году не получил свое нынешнее имя, так и не смирившись с новым статусом провинциальной окраины.

 

Дворцы и знания — детям!

 

В 20-е годы Царское Село – своеобразный наукоград — становится Детским по названию и по содержанию. Идея превращения бывшей царской резиденции в Детское село была реализована весной 1918 года, когда сюда перевезли несколько тысяч ребят из Петрограда. В особняках бывших придворных и частично в царских дворцах размещаются детские дома, образовательные и медицинские учреждения: школа-колония имени А.И.Герцена, детская трудовая колония им. Луначарского. В том же году в дворцовой Оранжерее располагается Петроградский агрономический институт, а в старых казармах - школа командного состава.

Гимназии и лицеи переименовывают в трудовые школы, частные учебные заведения становятся государственными, но сохраняют преподавательский состав; больницы меняют вывески и незначительно расширяют профиль, сохраняя места известнейшим профессорам. Город по-прежнему остался культурной и творческой вотчиной.

Восставая из пепла

И именно усилиями жителей на пике послереволюционной разрухи, вопреки всему в Детском Селе налаживается музейная жизнь. В 30-е годы 20 века развернулась исследовательская и экскурсионная работа, издавались путеводители, открывались новые выставки. Два с половиной года в оккупации во время войны повергли город в руины, и более 50 лет потребовалось реставраторам, чтобы вернуть прежний облик дворцам и паркам, по крупицам восстановить музейные экспозиции. Благодаря их стараниям сегодня Пушкин можно назвать жемчужиной русской архитектуры и культуры. К своему трехсотлетию город не только сохранил дворцово-парковое наследие, но и приумножил традиции.

 

Перечень образовательных и культурных учреждений небольшого по меркам провинциальной России городка, давно перевалил за полсотни. Новые жилые кварталы в Пушкине, не пытаясь конкурировать с шедеврами Растрелли, органично вписываются в архитектурный ансамбль. Открываются кинотеатры, санатории и детские сады, аэродромы деловой авиации, осваиваются государственные программы обеспечения военных жильём, развиваются международные связи, иными словами, горожане на практике выражают свою любовь и внимание к городу, готовому подтвердить свои права на статус Русского Версаля и вернуть себе историческое имя.

 

Для своих 300 лет Пушкин удивительно помолодел. Средний возраст жителя – 40 лет, а это значит, что основную часть населения составляют люди в полном расцвете сил, готовые сажать деревья, строить дома и растить детей.

 

Смотрите также: