Встреча с юностью
Ольга Васильевна Берестова уехала из Мурманска много лет назад, недавно приехала и удивилась, как изменился город.
- Каким красивым стал проспект Ленина! - делится она своими впечатлениями. - Дома яркие, нарядные, и цветов в центре сколько. Думала, не узнаю и Больничный городок, где прошла моя молодость. Села на троллейбус третьего маршрута и поехала встретиться с юностью. И действительно встретилась – с конца 50-х годов здесь практически ничего не изменилось. Те же самые деревяшки на улицах Куйбышева, Павлова, Чехова… И Дальний переулок тот же - песок вместо асфальта. Дома поражают ветхостью, кажется, тронешь – и развалятся.
В деревяшке – с 1956 года
Здесь еще живут. Многие семьи, по возможности, стараются снимать жилье. Кто мог, давно приобрел благоустроенные квартиры - предприятия жилье для работников давно уже не строят. Ольга Литвинова переехала с Больничного более пяти лет назад. На новую квартиру потратили все, что заработал за несколько лет муж-моряк. Да еще и в долги влезли.
- Жить в доме было невозможно, - рассказывает Ольга. – На кухне протекал потолок и стены были сырыми, канализация постоянно не работала, и в подъезде стоял жуткий запах. Вдобавок ко всему просел фундамент, и я все время боялась, что дом развалится. В подвале размножались крысы, которые зимой перебирались на первый этаж… Некоторые люди, что живут в деревяшках по 20-30 лет, честно отработали на производстве до пенсии…
20-30 лет - не предел для ветхого фонда. Есть сроки проживания и побольше. Почти 53 года живут в доме №14 на улице Куйбышева сестры Текины. Дом был сдан в эксплуатацию в феврале 1956 года, как вспоминает старшая сестра Надежда Ивановна. Ей тогда было 7 лет.
Срок сноса этой каркасно-щитовой конструкции наступил в начале 70-х. И стал отодвигаться, пока не наступила перестройка. Ну а там жилье в городе строить перестали. Настало другое время, и сестры Текины, понадеявшиеся на обещания, стали его заложниками. Они уже давно на пенсии. А света в конце тоннеля не видно – конкретного срока переселения им не называют.
Дом меж тем обветшал по полной программе. Плохо поступает холодная вода, в подвале «стоит» канализация. Стены сырые, воздух зловонный. А крысы настолько расплодились, что свободно шмыгают по комнатам.
Расселить 350 домов
Больничный городок далеко не единственный микрорайон Мурманска, где стоят деревянные дома. Хватает их в Ленинском районе и на Жилстрое. Всего же на сегодняшний день в городе насчитывается 350 ветхих домов, которые подлежат расселению. Львиная их доля была когда-то ведомственной - дома принадлежали разным организациям. Переданы они были городу в весьма плачевном состоянии. На городскую администрацию, можно сказать, дождем посыпались жилищно-коммунальные проблемы.
Надо было принимать кардинальное решение. И администрация города утвердила в 2005 году программу переселения мурманчан из ветхого и аварийного жилого фонда. Срок реализации этой программы был определен 2010 годом – к этому времени предполагалось расселить все 350 домов. Предусматривалось два этапа расселения – 2005 - 2007 годы и 2008 - 2010-й.
Отстаем на два года
- На деле же возникли сложности, - рассказывает руководитель отдела технического развития Комитета по развитию городского хозяйства Александр Боянжу. – Они начались на первом же этапе реализации программы. Администрация, учитывая стоимость квартир на вторичном рынке, планировала на год определенную сумму для расселения определенного числа семей. Но дело в том, что цены на жилищном рынке росли, инфляция «съедала» запланированные средства, в результате чего квартир в течение года приобреталось меньше. Еще один момент - недостаток финансирования.
К примеру, на 2007 год программой было предусмотрено свыше 182 миллионов рублей. Фактически же она была профинансирована на сумму около 22 миллионов рублей. Свыше 19 миллионов составили средства городского бюджета, и совсем малые доли – федерального бюджета и инвестора. В связи с этим план переходил на следующие годы. Сегодня мы расселяем дома, которые по программе должны были расселить еще в 2006 году.
Смотрите также:
- Поплаваем? Один из дворов в Порхове превратился в настоящий пруд →
- Ю. Стрекаловский: «Собственников надо «растить» →
- Более 30 семей могут остаться на улице →