Судебный процесс, исход которого сильно повлияет на результаты голосования 8 сентября на выборах главы Петрозаводска, сложен не своим содержанием, иначе говоря, набором судебных претензий предъявленных кандидатом на должность главы Юрием Шабановым к его конкурентке Эмилии Слабуновой, а политической средой, которую он вывернул наизнанку. Понятно, что не Шабанов является инициатором судебного процесса, хотя и через него технологически заявление попало в суд. Все понимали, что Эмилию Слабунову снимает с выборов предвыборный штаб «Единой России». Для этого их юристы нашли в законодательстве о выборах в органы муниципальной власти не четко сформулированные статьи, которые позволили подыскать правдоподобные объяснения для того, чтобы признать недействительной регистрацию кандидата в мэры Эмилии Слабуновой.
Нормы закона, которыми апеллировал представитель Шабанова в суде, в самом деле, указывают на то, что какие-то технические по своему содержанию, но обязательные действия кандидат Эмилия Слабунова не выполнила. Скажем, не расписалась лично в приложении к первому финансовому отчету, сдавая регистрационные документы в избирком, а за нее это сделал ее уполномоченный по финансовым вопросам. Это нарушение закона? Да. А эта ошибка говорит о том, что кандидат Эмилия Слабунова сознательно ввела в заблуждение избирательную комиссию? Нет. Допущена именно техническая ошибка. А в результате избиратели лишены права решать: кого из двух упомянутых кандидатов предпочесть. Выбор за них сделан судьей. Вот она тема для общественного обсуждения: избиратели с помощью правовых хитростей перестают влиять на формирование корпуса власти. Понятно, то что «яблочницу» Эмилию Слабунову выбили из избирательной кампании, мало огорчает кандидата в мэры от ЛДПР Дениса Зазовского.
Наши шансы на победу улучшаются. Уверен, к нашей партии отойдет часть электората Яблочников. Но это не означает, что с произошедшим нужно согласиться, ведь и наш кандидат мог бы точно также пострадать из-за несовершенства закона. Я, как депутат, из этого делаю единственный вывод: нужно переписывать закон о выборах, убирая из него двоечтения и максимально облегчая условия вхождения в избирательную кампанию для людей желающих баллотироваться в органы власти. Нужно снять надуманные препоны для регистрации кандидатов. Пусть их судьба будет в руках только избирателей, а не хитроумных юристов, способных жонглировать нормами закона. Нынешний закон о выборах так написан, что позволяет с его помощью отсекать от выборов всех, кого партия «Единая Россия» не желает видеть кандидатами. По итогам выборов в органы местной власти в Карелии, я обязательно подготовлю служебную записку и направлю ее вице-спикеру парламента России Владимиру Вольфовичу Жириновскому.
Существующий сегодня выборный механизм требуется корректировать и на федеральном уровне. Хотя, предвижу, конечно, что при парламентском большинстве единороссов сделать это будет сложно. Но, по крайней мере, надо попробовать и объяснить затем людям, кто боится честной конкуренции. Ныне действующий республиканский закон о выборах в органы МСУ провоцирует всех его участников на подмену конкуренции технологическими ухищрениями. Когда наиболее организованные предвыборные штабы, у кого деньги имеются на содержание профессиональных юристов, ищут формальные причины для снятия с дистанции сильных конкурентов. Грешить здесь только на партию «Единая Россия» я бы не стал. Хотя, понятно, она чаще других участников избирательного процесса прибегает к таким приёмам. Но тоже самое делает и вроде бы демократическая партия «Яблоко» в Прионежском районе. Они так же цепляются к мелочам. Одного кандидата сняли за то, что тот забыл указать наименование поселения на подписном листе (хотя во всех иных документах фигурирует это наименование), другого за то, что он обвел ручкой год рождения в подписном листе, потому что, как ему показалось, цифра плохо прописалась. И так далее.
Ошибки подобного рода квалифицируются как нарушение закона о выборах, и кандидатов их совершивших партия «Яблоко» выбивает из избирательной кампании. Чем это лучше действий партии «Единая Россия»? Ничем. Думаю, Эмилии Слабуновой повезло, что ее таким иезуитским способом выбили из избирательной кампании, которую она все равно бы проиграла. Будем говорить честно: Левин более сильный кандидат, чем она. Эмилия Эдгардовна Слабунова сохранит позу не побежденной. И я не исключаю, что ее проигрыш в суде, даже защитил ее от какого-нибудь будущего уголовного преследования. Если уж в выборном законодательстве юристы партии «Яблоко» не разобрались, обрушив тем избирательную кампанию Эмилии Слабуновой, то что бы тогда было, если она стала мэром в окружении интересантов, вроде организатора ее выборов Василия Попова? Одно неверное служебное решение и – мэр в роли фигуранта уголовного процесса. Завершить таким образом до сих пор безупречную профессиональную карьеру, согласитесь, было бы обидно. А российский опыт учит, что оппозиционных мэров рано или поздно отправляют в места не столь отдаленные. И вовсе не обязательно из-за личной корысти самих мэров. Просто почти все они вписаны в какие-то команды, которые ведут их к власти.
Взять хотя бы недавнюю историю с мэром Ярославля Урлашовым, все знают, что там произошло. Однако повезло не только Эмилии Эдгардовне, но и петрозаводчанам тоже. Если б, вдруг случилось такое, что победила Эмилия Слабунова и стала мэром Петрозаводска, то город с неизбежностью погрузился бы в конфликт с республиканской властью. По политическим мотивам страдал бы бюджет Петрозаводска, в правительстве искали бы всякую возможность, чтобы доказать, что петрозводчане ошиблись со своим выбором. Теперь же можно этого не опасаться. Если Николай Левин победит, то губернатор Александр Худилайнен должен будет нести за него персональную ответственность.
На правах рекламы
Смотрите также:
- Кто идёт во власть в Карелии? Кандидатские списки партий-фаворитов →
- Оппозиция в Карелии уверена – пришло время брать власть →
- За кого в Карелии играет Уго Чавес? →