Модернизация снизу: О чём стоит задуматься местным чиновникам?

   
   

И не просто провозгласил её наступление, но и подробно осветил основные задачи на этом пути и способы их решения.

Кандидат политических наук Аскар Джабасов:

Это историческое обращение уже разбирают на цитаты и детально анализируют. Я же хотел бы обратить внимание на то, о чем Президент умолчал. Вернее, о ком…

По разным адресам

На необычную – в три этапа – подготовку недавно озвученного Послания Президента Федеральному Собранию обратили внимание, наверное, все эксперты и наблюдатели. Собственно идея и состояла в том, чтобы с самого начала привлечь к обсуждению ключевых вопросов государственной политики как можно более широкий круг граждан.

Но за масштабностью повестки дня из поля зрения большинства комментаторов ускользнула весьма примечательная деталь. Адресаты у первичного обращения Дмитрия Медведева (статьи «Россия, вперед!») и итогового текста Послания ощутимо разнятся.

Статья, впервые опубликованная в «продвинутых» электронных СМИ, очевидно, обращена к аудитории людей активных, думающих, к тем, кого сейчас принято называть креативным классом. Причем наш президент специально оговаривает, что вход в дискуссионный клуб не ограничивается идейной близостью, но предполагает определённый интеллектуальный уровень обсуждения. Именно поэтому в числе виртуальных собеседников Дмитрия Анатольевича на равных оказались и одиозный красный идеолог Максим Калашников, и никому неизвестные преподаватели из провинции, и бизнесмены, и журналисты.

   
   

Послание же адресуется непосредственным реализаторам подробно развернутой Президентом программы действий. Прежде всего, правительству России. Именно для него Медведев превратил программное обращение в своеобразный маршрутный лист с конкретными поручениями и даже цифровыми показателями.

Хотя, как и положено, в документе национального масштаба от имени первого лица государства были так или иначе затронуты все сегменты российского общества: лидеры политических партий и общественных организаций, руководители предприятий и работники бюджетной сферы, предприниматели, рабочие и военнослужащие, - словом, практически каждый россиянин мог узнать, как затронет его интересы грядущая российская модернизация.

Фигура умолчания

То есть позиция руководителя страны последовательна и логична.

- Привлечь к себе всех тех, кто наиболее заинтересован в инновационном преобразовании России: интеллектуалов, образованную молодёжь, творческую интеллигенцию, энергичных и предприимчивых людей, которые во все времена стояли за любыми проектами модернизации.

- Еще раз озвучить и согласовать свои планы с правительственной командой премьера Владимира Путина, на которую ложится наиболее тяжёлый груз ответственности по претворению программы реформирования отечественной экономики в жизнь.

- Наконец, мобилизовать российское общество, разъяснив, что модернизация открывает для большинства граждан новые, недоступные ранее возможности, обеспечивает стабильность государственной системы и рост общего благосостояния.

А теперь, внимание - вопрос: почему в этой стройной, взвешенной и действительно рабочей модели взаимодействия практически никак не оговаривается роль местного муниципального (само-)управления – всей нашей многомиллионной армии чиновников и депутатов?

Все мои знакомые муниципальные служащие, к которым я в последние дни обращался с этим вопросом, лишь недоуменно пожимали плечами. Некоторые искренне возмущались. Мол, как же так? Вот президент говорит о проблемах моногородов, вот о муниципальных выборах и т.д.

Они бы еще вспомнили пассажи, посвящённые борьбе с коррупцией! Дело в том, что в упомянутых и иных отрывках Послания, так или иначе связанных с муниципальными проблемами, местная власть выступала не как субъект преобразований, а как объект воздействия, в лучшем случае – как строго контролируемый исполнитель.

В любом обществе в каждую историческую эпоху системные изменения были немыслимы без общественного согласия. Диктатура может быть установлена сверху. Но модернизация невозможна без поддержки снизу. И Президент Медведев прекрасно это понимает. Именно поэтому так подробно и предметно рассказывает об этапах предстоящей работы.

Разъясняя свою позицию, руководитель страны готов в равной мере опереться на юных студентов и убелённых сединами ветеранов, но не на когорту (в общем-то, вполне подконтрольных и лояльных ему) функционеров на местах.

Их никто не собирается сокращать, их функции никому не передаются. Их просто как будто исключили из числа деятельных субъектов общенациональных преобразований. И это молчание красноречивей самых уничижительных упреков.

Прокляты  и забыты?

На самом деле, я крайне далёк от какого-либо злорадства по данному поводу. Мне как эксперту по вопросам муниципального управления прекрасно известно, какой огромный объём работы по жизнеобеспечению наших городов и посёлков ложится на плечи чиновников и депутатов системы местного самоуправления. А кризис и перманентные проблемы недофинансирования делают этот труд ещё более тяжёлым и неблагодарным.

И всё же следует признать, что отношение к муниципальной власти как контрмодернизационной элите в чём-то объективно оправданно.

На протяжении десятилетий вне зависимости от общественного строя и правовой базы бюджеты муниципалитетов верстались исходя из необходимых затрат. Менялись нормы расчётов и финансовые показатели – сам принцип оставался неизменным. И даже программы социально-экономического развития территорий, которые с определённого момента стали необходимым муниципальным документом, по большому счету, представляли собой набор «хотелок», финансирование которых зависит не от профессионализма составителей, а от возможностей региональной и государственной казны.

Причем справедливости ради нужно отметить, что хозяйственная инициатива муниципалитетов практически никак не мотивировалась. Если умелым администраторам удавалось, скажем, снизить потребление теплоэнергии на своей территории, то в будущем году им выделялось меньше дотаций на означенные расходы. Если городская казна повышала собираемость по отдельным видам налогов, полученные средства, чаще всего, перераспределялись в пользу депрессивных территорий. А вызвана эта депрессивность объективными причинами или просто безграмотным руководством - никого особенно не волновало.

Понятно, что в этих условиях хозяйственные функции неизбежно начинали подменяться распорядительными. А это, в свою очередь, создавало благоприятнейшую почву для коррупции.

Наука управлять

Приведу лишь один хорошо мне знакомый пример. Стратегическое планирование как процедура оздоровления экономики муниципалитетов возникла на Западе ещё на рубеже 70-х годов прошлого века. Благодаря реализации этого подхода от разорения были спасены сотни ныне процветающих городов западной Европы и США после того, как оттуда ушла промышленность. Суть метода состояла как раз в определении и использовании инновационного потенциала этих территорий. В 90-е годы все необходимые методики стратегического планирования стали доступны и в России. Но до сей поры лишь малый процент наших муниципальных образований воспользовался этой технологией.

Но ничего еще не потеряно. На месте сообщества муниципальных руководителей я бы воспринимал «красноречивое молчание» Президента Медведева не как порицание, а как сигнал к действию. Тем более, что и региональное руководство ощутимо меняет свой подход к местному самоуправлению.

На примере губернатора Мурманской области Дмитрия Дмитриенко видно, что лидеры новой формации готовы рассматривать муниципалитеты как самостоятельных и ответственных субъектов экономической политики региона. Местные руководители уже знают, что инновации в сфере муниципального управления, привлечение инвестиций и создание условий для пополнения местных бюджетов напрямую отразится на благосостоянии жителей каждой конкретной территории. Всё больше программ, предусматривающих поддержку из областной казны, осуществляется на основе софинансирования на местном уровне.

Следует отметить, что и партия власти постепенно меняет вектор административного руководства на деятельное участие в проектах социальных преобразований. Всё более привычной становится организация партийной помощи муниципалитетам через систему конкурсов и выделение грантов.

В своем послании Дмитрий Медведев вполне осознанно наметил новые рамки политических отношений, которые поставят близкую ему партию «Единая Россия» в крайне жёсткие условия конкурентной борьбы. Что в ситуации ещё не завершившегося экономического кризиса делает партию власти достаточно уязвимой для её политических оппонентов.

Но это же дает «единороссам» реальный стимул избегать самоуспокоенности, не почивать на лаврах и не опираться на пресловутый административный ресурс, а зарабатывать себе авторитет в эффективной и приносящей реальную пользу работе среди своих избирателей.

И если партийная элита не боится проверки делом, то чиновникам и депутатом самого близкого к народу уровня тем более не стоит ждать какого-то особого указания и разнарядок сверху для участия в общенациональном процессе модернизации.

Китайская грамота

Как известно, в китайском письме слово «кризис» изображается двумя иероглифами: «опасность» и «благоприятная возможность».

Кризис для России в целом дал шанс, наконец, решительно отказаться от тупиковых соблазнов зависимой сырьевой экономики. Он же даёт возможность и местной управленческой элите преодолеть узкие горизонты потребительско-распределительной системы руководства. Системы по определению неэффективной, подменяющей живой и творческий процесс управления рутинными процедурами и отчётами. Если не брать в расчёт интересы узкой коррумпированной прослойки чиновников, строивших свой частный бизнес на распилах и откатах, процессы модернизации муниципального управления, переход на передовые информационные технологии работы с населением послужат дополнительной мотивацией для большинства честных служащих.

Конечно, в новых условиях значительно возрастёт ответственность за принимаемые на местах решения, повысятся требования к правовой культуре работников муниципальной власти, уровню познаний в экономике, к финансовой дисциплине. Но способность брать на себя бремя ответственности всегда была отличительной особенностью профессионального и самостоятельного руководителя, способного принимать продуманные и эффективные решения. Эти способности наряду с интеллектом, творчеством, патриотизмом и составляют базовый человеческий ресурс модернизации общества, без которого любые преобразования обречены на неудачу.

Смотрите также: