Наталья Дериенко из поселка Ляды (на местном диалекте это означает «пустошь», «болотина») Плюсского района Псковской области, когда покупала небольшой молочный заводик, не стала забивать себе голову аргументами pro и contra в этой горячей дискуссии, а решила действовать.
Требуется идея…
- До недавнего времени у нас была и лесопилка, и сеть магазинов, но со временем расходы на их содержание выросли настолько, что мы поняли: семья не в состоянии больше тянуть за собой этот экономический хвост, – рассказывает отчаянная предпринимательница. - Нужно было искать другую нишу, где можно было бы начать что-то по-настоящему новое.
Чтобы найти варианты развития Наталья даже пригласила к себе в гости руководителя своей дипломной работы (видного учёного-экономиста из Петербурга), который несколько дней занимался тем, что изучал особенности ведения хозяйства в Лядах. Потом за чашкой чая был устроен семейный мозговой штурм. Рассматривалась даже возможность создания пункта по сбору лекарственных трав, но на чём сразу поставил крест приезжий эксперт так это именно на торговле: слишком высоки транспортные расходы.
- Не сразу мы решились на этот отчаянный шаг, но в конце прошлого года муж всё-таки решился продать убыточные производства, и, когда нам подвернулся (по случаю) небольшой молочный завод, то после некоторого раздумья мы решили его купить. Тем более, что незадолго до этого у нас появился опыт реализации собственных молочных продуктов, – продолжает Наталья.
По словам нашей собеседницы, идею подсказал сын, который не так давно вернулся с семьёй в родные края из Петербурга. Оказывается, так тоже бывает: многие сейчас едут за счастьем и большими деньгами в большие города, а тут вышло всё наоборот.
- Когда сын обустроился и огляделся, он-то и предложил: давайте попробуем сделать качественные экологически чистые продукты (тот же творог, сметану), который бы пришелся по вкусу не только односельчанам, но и всем жителям округи. И неожиданно дело пошло.
Так всего за одно лето небольшая ферма Дериенко (100 голов дойного стада) обросла клиентурой. Причем, по словам самой Натальи, при такой организации торговли (когда клиента знаешь в лицо) даже крупные молочные комбинаты, что называется, уступили в конкурентной борьбе.
Вписаться в систему
Если учесть, что сейчас Россия стала членом ВТО, то скептики уже ожидают падение производства. Однако, как убежден коллега Натальи – Рудольф Прауст, кандидат экономических наук, председатель союза крестьянских хозяйств Пыталовского района, и тут можно отыскать лазейку.
- Глобализация мировых рынков и вступление в ВТО России еще будут иметь свои последствия, но не сейчас, а лет, как минимум, через пять, – комментирует он ситуацию по просьбе нашего корреспондента. - Поэтому у наших производителей есть время, чтобы попытаться вписаться в новую систему экономических координат. Нужно признать, что Псков и близлежащие к нему районы, находятся под влиянием крупных перерабатывающих комбинатов. В том числе и Петербурга, поэтому средний бизнес (самый рискованный) должен искать нестандартный ход, чтобы найти свою нишу. Так получилось в своё время и у меня. Со мной, как с фермером, заключили договор (естественно, устный) несколько десятков покупателей из числа жителей нашего посёлка, которым я привозил по заказу молока, сметаны и творога равно столько, сколько им было нужно. Главным при этом была точность поставки и качество продукции. Мы не пытались охватить весь район (транспортные расходы в таких случаях достигают 15% от себестоимости продукта), а работали только по заказам, и дело пошло. А вот у тех, кто пытался возить свою продукцию в крупные города (Псков, Остров) возникли проблемы: перебить цену на продукцию своих крупных конкурентов они не смогли и только потеряли на одних транспортных расходах.
Вывод из всего сказанного может быть только один: чтобы средний бизнес мог нормально развиваться, он, как говорилось в некогда популярном фильме, должен знать своего покупателя в лицо. При этом их отношения должны строиться на взаимном доверии, и тогда успех гарантирован.
Корова в дефиците
В случае с производством, которое сейчас налаживает Наталья Дериенко, есть и еще один нюанс: в поселке Ляды обычно проживает до 600 человек, но с наступлением тепла его численность увеличивается до 3-4 тысяч. И всё за счёт дачников из Петербурга, которые приезжают в эти края со своими чадами и домочадцами. Для них жизнь деревенская жизнь привлекательна ещё и экологически чистыми продуктами. Именно услугу и сумела им предложить семейная ферма Дериенко.
Было и еще одно обстоятельство, которое способствовало успеху нового предприятия: если раньше в поселке держал корову, чуть ли, не каждый второй, то сейчас коров осталось всего с десяток, что, понятно не смогло удовлетворить растущий спрос. Лето закончилось, люди разъехались, однако привычка покупать качественный продукт осталась.
- Мне до сих пор звонят наши постоянные клиенты и спрашивают творог, - продолжает Наталья. – Все это решило наш выбор в пользу покупки своего завода. Но чему я больше всего рада, что дело стало для нас по-настоящему семейным. Сын занимается технологией продукцией, его жена (она профессиональный PR-менеджер) разрабатывает сайт компании. Она же придумала и слоган будущего производства – «натуральней не бывает!». Моя забота – монтаж оборудования. Муж занимается поставками: бывает так, что молока не хватает, поэтому мы его закупаем в соседнем Лужском районе. Потом будут и другие проблемы, в том числе и сертификация производства, но, думаю, что уже к лету мы сможем запустить предприятие.
Смотрите также: