Между тем, климат - это не только температура. Это - и осадки, и радиация, и прозрачность атмосферы, и ветер, и снежное покрытие, да и мало ли что ещё. Настоящие знатоки планетарных явлений утверждают - беда не в потеплении и не в похолодании.
- Проблема антропогенного изменения климата сложна для понимания. Видим температуру, а дело не в ней. Всё дело - в опасных гидрометеорологических явлениях. Только на территории России за 15 лет их стало в два раза больше, - утверждает Алексей Кокорин, эксперт Всемирного фонда дикой природы, который в числе других учёных представлял нашу страну на климатических переговорах в Копенгагене. - Засухи, волны жара, шторма, наводнения, продолжительные снегопады - всё это следствия дисбаланса.
Он, по мнению специалистов, возник из-за переизбытка углекислого газа, метана и других соединений, усиливающих парниковый эффект.
Потепление - сейчас. Похолодание - потом
- Говоря об изменениях климата, надо чётко понимать, о каком временном промежутке мы говорим, - объясняет Алексей Кокорин. - В масштабах ближайших десятилетий возможно небольшое потепление и усиление неблагоприятных гидрометеорологических явлений. Причём, опасно не нынешнее, ещё относительно слабое, изменение климата, а то, что будет через 20-50 лет. А в масштабах тысяч лет - наступит очередной ледниковый период. Этого никто из учёных не отрицает. Но до него человечеству ещё надо дожить.
Лёд тает не только в твоём коктейле
Ледники тают. Исследования показали, что происходит это, в основном, не из-за потепления, а из-за сажи. Она ложится на лёд и снег, образуя потемневшие участки. Они поглощают солнечные лучи, которые раньше просто отражались от ярко-белой поверхности. В итоге ледяной покров, присыпанный чёрной пудрой - исчезает на глазах. Океан получает лишнюю порцию пресной воды. Живые организмы, неприспособленные к новым условиям, погибают или перебираются в новые места. Разрушаются экосистемы. Источники сажи - это несгоревшее топливо; дизельные моторы и генераторы; древесные и угольные печи; промышленные заводы, нефтяные и газовые факелы, лесные пожары. 80% сажи Россия производит, сжигая каждой весной сельскохозяйственные отходы на своих полях. По этому поводу федеральные законы молчат.
Поговорим о выбросах
Впрочем, кое-какие документы начинают появляться. В декабре прошлого года, в преддверии саммита ООН по изменению климата в Копенгагене, Президент России подписал Климатическую доктрину, в которой признаётся «преимущественно антропогенный характер текущего изменения климата», а также указано, что «негативное влияние изменения климата гораздо сильнее позитивного, особенно, в будущем». Правда, в Копенгагене наши лидеры слукавили.
- Россия заявила о готовности снизить выбросы СО2 на 25% к 2020 году. На деле это означает рост на 10% - говорит координатор энергетических проектов экологической организации «Беллона-Мурманск» Нина Лесихина.
Всё дело в том, что точкой отсчёта снижения выбросов по Киотскому протоколу является 1990 год. В это время Россия входила в состав СССР. В полную силу работали заводы. Страна распалась, многие предприятия приутихли. Из-за снижения производства к началу XXI века в России выбросы СО2 сократились на 35% в сравнении с советским 1990 годом. Так что, предполагаемое снижение на четверть от уровня 1990 года - это насмешка. Россия оставила за собой право ещё как следует «покурить». А ведь тот же Киотский протокол предлагает юридический механизм, позволяющий без особых затрат снижать выбросы.
Квота продаётся и покупается
Киотский протокол определяет обязательства развитых стран с 2008 по 2012 годы. За эти четыре года России официально разрешено выбросить в воздух 16 617 095 319 тонн СО2-эквивалента. Часть квоты можно продать. Не выбросил - дай другому. С точки зрения пользы для атмосферы - схема сомнительная. С другой стороны - можно внедрить чистую технологию, а деньги на неё получить за счёт передачи своего права на «выхлоп». При этом можно возместить от 20 до 100% средств, потраченных на реализацию проектов. Многие страны уже воспользовались такой возможностью. А Россия повела себя странно. За возможность сократить выбросы СО2 и поделиться этим правом с зарубежными партнёрами предприятия борются… на конкурсной основе. Конкурс объявлен только в феврале текущего года.
Полномочиями на участие в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращённых выбросов парниковых газов (вот какие монеты теперь в ходу) наделили Сбербанк (!). Поступило всего 39 заявок.
- Общий объём заявленных сокращений по проектам составляет около 77 млн тонн СО2-эквивалента! А лимит конкурса - всего 30 млн тонн, - сетует Александр Самородов, директор по вопросам подготовки проектов ООО «СиСиДжиЭс» (CCGS).
То есть получается, что Россия преднамеренно не позволяет своим предприятиям сократить выбросы почти на 50 млн тонн. Считая почему-то «единицы сокращённых выбросов парниковых газов» национальным достоянием.
Смотрите также:
- Константин Симонов: олигархов «напугали» и вкладываться в Родину они не хотят →
- Низкий градус лета. Как и почему меняется климат на Псковщине →
- Эксперты: Меры жесткой экономии в ЕС не оправдывают себя →