Государство поможет только лучшим предприятиям

   
   

По мнению Алексея Кудрина, в результате кризиса некоторые из так называемых системообразующих предприятий России могут развалиться. Об этом министр финансов объявил на брифинге по итогам заседания правительства.

Заявление главы Минфина стало настоящим громом среди ясного неба, по крайней мере на фоне недавнего заявление премьер-министра Владимира Путина. По его словам, правительство должно было определить список системообразующих предприятий, которые получат государственную поддержку в кризис. Всего в список вошло 295 организаций и 1148 предприятий регионального значения. На их поддержку, как сказал ранее первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, было выделено всего более 2 трлн рублей. Эти деньги должны были дойти до получателей в виде кредитов, выданных крупнейшими банками страны.

Теперь же стало известно, что госсредства будут предоставлены только тем компаниям, которые эффективно работали и развивались в последнее время. Неэффективные же предприятия не должны, по мнению правительства, выживать за счёт средств налогоплательщиков.

«Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом», — сказано в одобренной на днях программе антикризисных мер.

При этом в программе отмечено, что сотрудники этих самых неэффективных производств должны пострадать от банкротства работодателя по минимуму. «Правительство приложит необходимые усилия для минимизации последствий банкротства для работников этих предприятий и местных сообществ, обеспечит сохранение стратегически важных производственных активов таких предприятий в ходе процедуры банкротства». Однако как именно помогут тем, кто потеряет работу благодаря плохому управлению предприятий, пока не ясно. Особенно при том уровне безработицы, который уже существует в России. Напомним, по последним данным, число официально зарегистрированных безработных в стране превысило 2,1 млн человек.

— Скорее всего, такое изменение подходов правительства обусловлено двумя основными факторами. С одной стороны, за последние месяцы пришло понимание, что на поддержку всех нуждающихся в спасении денег просто не хватит, вливания в экономику должны носить точечный характер и тщательно просчитываться, — считает Сергей Фильченков, аналитик ИК «ФИНАМ». — С другой стороны, произошло осмысление текущего кризиса, более тщательно изучен опыт других стран. Россия не заинтересована в том, чтобы поддерживать неэффективные предприятия, превращая их в своего рода «зомби», которые, как показывает, в частности, японский опыт, могут стать мощным тормозом для роста экономики после завершения кризиса. Можно говорить о том, что политика правительства стала более жесткой, но в долгосрочной перспективе она может обеспечить лучший эффект. Ресурсы сейчас, действительно, лучше тратить на создание новых рабочих мест, в том числе за счет различных общественных работ, поддержку безработных (реструктуризация кредитов, освоение новой профессии и т. д.). В целом, есть хороший шанс провести реструктуризацию экономики, убрать из нее заведомых аутсайдеров, что упростит выход из кризиса.

   
   

Ещё одним поворотом в экономической политике некоторые аналитики называют отказ правительства от поддержки компаний, сильно задолжавших зарубежным кредиторам. Ранее заявлялось, что стратегически важные предприятия, взявшие крупные кредиты за рубежом, будут перекредитованы за счёт госсредств, чтобы важные для страны активы не попали в руки иностранцев. При этом шли разговоры и о возможной частичной национализации таких компаний.

Однако на днях, когда в подобной ситуации оказалась компания «Русал», Шувалов заявил, что спасать её от зарубежных кредиторов никто не будет.

— Возможно, кредиторы ожидали от нас, что мы готовы купить акции «Русала» или реструктурировать долг, но я сказал им, что у нас нет таких намерений, — передаёт его слова «Эхо Москвы». — Список предприятий, за которые мы хотим биться, очень ограничен. Их единицы, а не десятки.

Смотрите также: