Шквал недавних материалов о компании «Стартелеком» - из той же серии. Заместитель генерального директора компании Владимир Журавлев рассказал об итогах этой атаки, о том, как можно противостоять «заказухе», а также поделился планами на будущее.
- Для начала, называть «Стартелеком» «пострадавшей компанией» - не совсем точно. Все-таки нам удалось справиться с этой проблемой без потерь. Да, и обвинения в заказных материалах были настолько нереальны, что как-то реагировать на них долгое время казалось просто глупым. Дело не только в беспочвенности выпадов против компании. Многое из того, что авторы приписывали «Стартелекому» вообще невозможно в нашей стране с юридической точки зрения. И это было очевидно не только для нас, но и для наших партнеров, клиентов...
- Например?
- Вот, в одной из «заметок» автор пишет, что у компании изъяты документы, в офисе идут обыски якобы в рамках уголовного дела за неуплату налогов. Авторов не смущает, что в это же самое время мы выигрываем конкурсы, тендеры. Неважен для него и тот факт, что в УК РФ вообще нет такой формулировки, позволяющей возбудить уголовное дело. Разумеется, комментируют эту ситуацию в заказных материалах якобы сотрудники налоговой на правах анонимов. Чего в нормальной ситуации попросту не бывает: если дело действительно возбуждено правоохранительным органам, то это находится в их юрисдикции, а не налоговой инспекции. Соответственно и комментировать ситуацию необходимо правоохранительным органам. И уж никак не на правах анонима.
- А еще есть похожие примеры?
- Их слишком много. Вот, рядом статья: «Стартелеком», используя схему «серых зарплат», а также неконтролируемого ввоза оборудования «не доплатил в бюджет 64 миллиона рублей и незаконно получил НДС на сумму в 114,56 миллиона рублей». Авторы материалов пишут это совершенно серьезно, хотя зарплатами занимаются налоговики, а НДС - таможня (как можно это связывать?), получить какие-то «возвратные выплаты по НДС» вообще нельзя, а для участия в тендерах мы регулярно получаем и предоставляем справку из ИНФС об отсутствии задолженностей и претензий по уплате налогов. Видимо, наукообразность и солидность абзаца статьи по замыслу авторов должна внушать некие подозрения у тех, кто не очень хорошо разбирается в наших законах и экономике.
- Ну, вот статья, более понятная. Тут пишут, что компания ввозила поддельную китайскую технику под видом известных марок, таких как Motorola, Ericsson, Siemens и так далее...
- Отличный пример очередной бессмыслицы или неграмотности. На таможне пошлины и НДС рассчитываются исходя из стоимости оборудования. Скажите, какой смысл ввозить дешевое оборудование под видом дорогого? Чтобы платить больше? Если вы посмотрите на статистику и отчеты таможни о предотвращенных преступлениях, то увидите, что нарушители законов поступают ровно наоборот: ввозят дорогие товары под видом дешевых. Не говоря уже о том, что ни одно юридическое лицо в группе компаний «Стартелеком» никогда не ввозило в Россию технику этих производителей, мы все всегда покупали уже на территории нашей страны.
- Много в статьях приводят примеров, что партнеры и клиенты вами недовольны и готовят иски в суд. Или уже подали?
- Ни одного такого иска в судах нет.
- А в чем еще вас обвиняли?
- Можно продолжать перечислять и дальше, но занятие это бессмысленное, так как остальные обвинения также или не имеют под собой даже нормального обоснования или же сводятся как раз к тому, что партнеры «Стартелекома» уже обратились (или готовятся обратиться в суд). Как я уже сказал, исков нет, потому что просто не было в реальности фактов, указанных в анонимных статьях.
- А как же ситуация с монтажом оборудования на избирательных участках во время прошлой избирательной кампании в ГосДуму?
- А что с монтажом?
- Ну, якобы, вы сорвали сроки установки оборудования в Твери, Белгороде и Новосибирске. Поставили под угрозу, можно сказать, выборы... И «Ростелеком» был вынужден выполнять работу за вас...
- «Ростелеком» в указанных регионах действительно монтировал оборудование самостоятельно, но не за нас, а за себя. А «Стартелеком» вообще не принимал участия в этом проекте. Аналогично и с материалами про сложности с подключением коммуникаций на стройках компании «Дон-строй». Там «Стартелеком» и вовсе обвинили в том, что из-за нерасторопности наших сотрудников растут цены на жилье в Подмосковье. А правда в том, что у нас никогда не было договоров с «Дон-строем».
- А вы не хотели подать в суд на клеветников?
- А на кого?
- Ну, на тех, кто распространяет такие материалы, получается, они же явно высосаны из пальца?
- А все материалы распространяются от имени несуществующих информационных агентств. Весь объем заказных статей, так или иначе приводит к ссылке на некое агентство информации «РуссБалт». Интересно, что с помощью поисковиков следы этого агентства в интернете обнаружить попросту нереально, его не существует. Пара заметок для разнообразия приписана агентству «Полит и ру», которого также в реальности нет (интересно, что названия эти похожи на названия двух действительно существующих, реальных изданий, но те - никакого отношения к атаке не имеют). А все комментарии, из которых авторы материалов черпают информацию о проблемах «Стартелекома» -анонимны.
Интервью «безымянных» чиновников администраций, следователей, якобы обиженных клиентов и бывших сотрудников - повторяют друг друга порой целыми предложениями и одними и теми же фактическими ошибками. Привлекать в итого некого. Не ваших же коллег, кто просто перепечатал материалы, не вникнув в суть. На заказчиков нас это не выведет, а бороться с исполнителями особого смысла нет.
- Кстати, о бывших сотрудниках. Поток разгневанных комментариев на специализированных сайтах о работодателях — тоже часть кампании по «очерненению»?
- Сначала мы в этом сомневались. Но сами посудите: во-первых, такие комментарии и заметки были размещены на разных сайтах... с точностью до неправильно поставленной запятой. Можно предположить, что кто-то из недовольных сотрудников (в каждой компании, вероятно, такие есть) взял, да выплеснул раздражение на сайт. Но чтобы он ходил по разным сайтам... Во-вторых, под комментариями якобы сотрудников часто стояли ссылки на «заказные» материалы, что тоже подозрительно, тем более, что уж наши-то сотрудники — и бывшие, и нынешние, - понимают всю абсурдность этих заметок.
- И как вы с этим боролись?
- Вы удивитесь, но целенаправленно — никак. Просто кто-то из наших сотрудников среднего звена распечатал какой-то совсем уж негативный отзыв на компанию и повесил на стену. Ну, в качестве шутки такой. Другие сотрудники почитали, посмеялись и, не сговариваясь, полезли искать в Интернет другие подобные отзывы. Затем начали комментировать этот негатив, размещать объективные заметки... А потом заметили, что спорить-то там не с кем. Под этими позитивными сообщениями негативных комментариев не оказалось. Скорее всего «очернители» забегали на сайт по рабочему графику, оставляли негативные сообщения, писали под ним пару комментариев, и забывали про ресурс окончательно. Иначе - почему недовольные сотрудники не выведут на «чистую воду» довольных? Повторюсь, вся эта ситуация разрешилась без руководства. Когда мы узнали об этом, все уже завершилось.
- А каков был расчет у заказчика тогда?
- Судя по всему, рассчитывали на то, что редкий пользователь рунета станет доискиваться правды. А, наткнувшись на поток негатива против «Стартелекома» - сделает самый простой вывод, мол, лучше, на всякий случай, не связываться. И зря. Мы ценим грамотных специалистов и заботимся о сотрудниках. Но стопроцентно убедиться в этом, пожалуй, можно только одним способом: устроившись к нам на работу. Телефон отдела кадров есть на нашем сайте.
- А на заказные статьи как реагировать?
- Ну, с одной стороны упреки в сторону компании, как мы уже выяснили, настолько абсурдны, что оправдываться даже неловко. С другой, не отвечать даже на самые бессмысленные обвинения, как показывает практика, не лучшее решение. Неприятный осадок у читателя остается, а само название компании может начать ассоциироваться с чем-то нехорошим. Так что мы решили все-таки опубликовать свою позицию по этому поводу.
- Ну, а на будущее какие-то выводы вы для себя сделали после этой атаки?
- Конечно, впредь мы будем еще более оперативно реагировать на такие материалы и не оставлять их без внимания с самого начала, даже самые абсурдные.
- Кстати, а как читателю определить: заказная статья или нет?
- Очень просто. Руководство компании открыто для прессы и никогда не отказывает в комментариях журналистам даже для критических материалов. А значит, если в заметке нет прямой речи представителя компании, то этот материал, скорее всего, заказной. Проблема «комментария второй стороны» решается одним телефонным звонком. Если же автор его не сделал, то он и не был заинтересован в объективности.
- Получается, «Стартелеком» при этой атаке все-таки не пострадал?
- Да. Более того, нам приятно осознавать, что наши недоброжелатели так и не смогли за все это время найти ни одного реального негативного факта из деятельности компании. Потому что их просто нет. А значит, мы действительно неплохо работаем. Собираемся работать также и впредь.
Смотрите также:
- Жилищно-коммунальная бесхозяйственность. Как управляющие компании тратят наши деньги →
- Хороший адвокат – залог успеха. Как не прогадать в судебном споре? →
- Пиратство: в Интернет все должно быть бесплатно? ЗА и ПРОТИВ →