Гражданам отдыхающим: Как не стать жертвой туристического обмана?

   
   

 Собственно, о том, как рядового гражданина обманывают туристические фирмы, коих в последнее время развелось немыслимое количество, мы и собираемся рассказать на примере весьма показательном. Расследование дела, о котором пойдёт речь, ещё продолжается, поэтому редакция не будет называть подлинные имена и названия. В этом процессе нас, прежде всего, интересует общая схема, которая позволяет залезать в карман рядового потребителя, оставаясь при этом абсолютно безнаказанным.

«Низкий температурный режим»

Итак, летом прошлого года некий гражданин П. соблазнился рекламой туристической фирмы, которая и продала ему две путёвки на отдых в Республику Беларусь. Там, в краю лесных озёр и удивительно чистого воздуха наш земляк решил вместе с женой поправить здоровье. Поездка была намечена на начало осени, но по обстоятельствам, не зависящим от нашего героя («наша служба и опасна, и трудна…»), её сроки пришлось перенести. О чём турфирма была заблаговременно проинформирована.

- Не можете - так не можете, - мило улыбнулись служащие и согласились перенести поездку на более поздний срок. Так и произошло, но когда семейная пара прибыла на место отдыха, то сразу же выяснилось, что температура воздуха за «бортом» их коттеджа и внутри самого помещения одинаковая - около 9 градусов по Цельсию. На предложение подключить какой-нибудь источник тепла служители санатория ответили, что пользоваться дополнительными нагревательными приборами запрещено, а котельная заработает только в конце месяца. Ночевать в таких условиях (и тем более лечиться) клиент не пожелал, поэтому в тот же день уехал. По приезду он обратился в компанию, продавшую ему этот самый тур, с просьбой вернуть деньги: 40 тысяч рублей. Но не тут-то было! Прежде милые девушки как-то сразу посуровели и решительно отказались от переговоров. А тем более - возврата денег. При этом их аргумент был такой: до вас, гражданин, никто не жаловался на колотун в номерах, и вообще, понятие «низкий температурный режим» очень относительное. Невдомёк было им, жадным, что в своде санитарных правил и нормативов, утверждённых и принятых не только в России, но и на территории союзных (!) государств, чётко приписано, что в палатах санатория должно быть не ниже +18. Тем не менее в турфирме эти бумаги не читали, а значит, и деньги за неиспользованные путёвки возвращать отказались.

Кто посредник?

И тут начинается самое интересное: обиженный клиент отправился жаловаться в полицию, где его внимательно выслушали и объяснили, что подобный финт со стороны турфирмы стражей порядка не интересует ввиду отсутствия состава преступления! И так четыре раза. Правда, дали совет: идите к мировому судье.

Однако и у мирового правды он не нашёл, потому что, внимательно изучив все документы, судья обнаружил в них одно довольно скользкое место. Оказывается, псковская фирма, продавшая путёвки, по закону и по документам туроператором в юридическом смысле этого слова не является, потому что, как было сказано в договоре, подобные услуги клиенту предоставлялись другой - московской - компанией, которая, видимо, поднаторев в подобных делах, не привыкла оставлять автографы в деловых бумагах.

Получился по сути дела замкнутый круг: путёвки проданы, отпуск сорван, деньги присвоены, а концов не найти.

   
   

Где деньги?

Казалось, что такое легальное воровство так и не будет наказано, но на счастье обманутого псковича нашлась буквально микроскопическая зацепка, которая оказалась решающей. Когда клиент по производственной необходимости сдвинул срок своего отпуска, то ему в связи с перебронированием на более поздние сроки даты заезда была возвращена разница стоимости путёвок. Речь шла о нескольких тысячах рублей (точная сумма прописана в переписке между турфирмами), но по какой-то странной, пока необъяснимой причине клиент получил ровно половину. Потерялись, присвоили - неизвестно, но именно благодаря этой мелочи появилась реальная возможность уже правоохранительным органам разобраться в этой схеме. И первый вопрос, который был задан следователями, был такой: по какой причине псковская сторона уполовинила размер компенсации? Тем более что взыскание каких-либо комиссий по заключённому договору ранее не оговаривалось. Не будем дальше утомлять читателя цитированием соответствующих статей Уголовного кодекса, а также описанием последовавшего вслед за этим бурного негодования персонала самой турфирмы, которая продолжает судиться по поводу законности возбуждения против неё уголовного дела.

Но! Если наш читатель всё-таки выиграет дело, то, в соответствии с обзором Верховного суда РФ от 01.02.2012 года о применении законодательства по защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, с турфирмы должны взыскиваться за каждый день просрочки неустойки (пени) за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя в размере трёх процентов от первоначальной суммы. Таким образом, в случае победы своего клиента турфирма должна будет выплатить ему уже не 40 тысяч, а почти 200 (!) плюс погасить судебные издержки. Такая вот заманчивая перспектива.

О пользе чтения

Конечно, не каждый гражданин, оказавшийся в таком же сложном положении, способен будет пройти весь этот путь. Под словом «конец» мы понимаем вовсе не победу и получение искомой суммы, а даже возбуждение дела. В описываемом случае турфирме не повезло в том, что клиент оказался сведущ в законах и последователен в отстаивании своих законных прав. Тем не менее в канун начала туристического сезона мы бы хотели предупредить потенциальных отдыхающих о том, что бдительность (и ещё раз бдительность!) может служить залогом спокойного и комфортного отдыха.

Подтверждают эту прописную истину в региональном управлении Роспотребнадзора, где приходится разбираться с подобными жалобами.

- Скажу сразу, что обращений по поводу обмана туристическими фирмами к нам поступает мало, но мы на этот счёт не обольщаемся: просто люди порой не знают своих прав, не понимают, куда следует жаловаться. А иногда и принимают решение не связываться: получается себе дороже. Тем не менее всем, кто собирается в дальние страны, следует помнить, что главным нормативным актом, который регламентирует эту сферу, является Федеральный закон №132 (24.11.1996 г) «Об основах туристической деятельности», - комментирует ситуацию Лариса Пышьева, заместитель начальника отдела по защите прав потребителей регионального управления Роспотребнадзора. - Поэтому клиент должен всегда помнить, что туры могут составлять только туроператоры. И при покупке путёвки, чтобы не попасть в будущем в щекотливое положение, нужно тщательно проверить: кто является туроператором? Есть ли у агентства аккредитация и по каким видам: по внутреннему или зарубежному туризму? Также досконально следует изучить сам договор. Не мешает при этом привлечь для консультации и профессионального юриста, который укажет на подводные камни.

Смотрите также: