Опять в школу. Почему 1 сентября не для всех радостный праздник

Дети рады сходить на линейку, чтобы встретиться с одноклассниками, а потом готовы снова отправляться на каникулы © / Анна Попова / АиФ

До первого сентября остается две недели. Многие ждут его с ужасом. Не выученные уроки, потерянная форма, разборки в классе и несмолкающий родительский чат — нервы, правда, нужны крепкие. Как справиться с тревожностью накануне нового учебного года, чем мотивировать ребенка на учебу, стоит ли уже сейчас менять режим дня и всегда ли гаджеты — зло, рассказала семейный психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук Румия Калинина.

   
   

Зачем нам синдром

- Скоро к школу, от одной мысли все тревожнее. Есть даже понятие «синдром первого сентября». Мы, действительно, такой испытываем стресс или выдумывает все это?

- Я слышу первый раз о таком. Но на самом деле, мне кажется, что всегда есть определенная уловка, когда мы что-то называем синдромом, потому что это как-будто снимает саму проблему. Ко мне приходит мама и говорит: «У моего ребенка, наверное, подростковый кризис». Я всегда за то, что если есть какая-то сложность, то с ней надо разобраться. А то получается, что раз подростковый кризис, значит, с этим ничего не надо делать.

Я предлагаю подумать, а почему он возникает или почему возникает волнение перед 1 сентября? Если у людей начало учебного года ассоциируется с какими-то тревогами и проблемами, то, конечно, и ожидание будет тревожное. Хочу верить, что не у всех так и есть люди, которые 1 сентября радуются.

- А чем эта тревожность у родителей вызвана?

- Родителей стали сильно включать в учебный процесс. Раньше такого не было. А сейчас очень много повешено на них. Они теперь обязаны доучить всему, чему не доучили в школе, доделать, что ребенок там не успел.

- Сейчас лето закончится, и после работы родителей начнется вторая смена, когда ты снова учишь физику.

   
   

- Каждый родитель должен, прежде всего, подумать, почему он так включен в учебную жизнь ребенка. Хочет ли он этого? Как правило, хотят, чтобы ребенок был не хуже других, и мама — не хуже. Порой для нее школа — это единственное, чем она может заниматься, она включена и за все очень переживает.

- Предстоит перестраивать режим. Как безболезненно и плавно это сделать?

- Задавая вопрос, вы сами на него и отвечаете. Плавно — это то, как вам кажется правильно. На самом деле дети разные. Есть те, которые действительно тяжело перестраиваются и для них желательно заранее начать менять режим, чтобы привыкли. Но если ребенок вместо семи вставал в восемь, два часа это не так сложно. Есть другие дети. Они сегодня могут встать в 12, а завтра в 6. Это тоже вполне себе. Почему я не очень приветствую прям заранее что-то начинать? Потому что тогда мы учебный год начинаем не 1 сентября, а 20 августа, к примеру. Тем самым создаем ауру стресса, напряжения, тревожности. Ребенок на 1 сентября точно подскочит рано и с удовольствием, надо же всем показать свой наряд, портфель, дневник красивый. Вопрос в том, что делать дальше, и это уже не про режим, а про желание ребенка ходить в школу и учиться.

Разобраться в интересах

- Про желание ходить в школу. У многих, к сожалению, его нет. Родители не знают, как замотивировать на учебу.

- Когда вы не хотите кушать яблоко, как я могу вас мотивировать его хотеть съесть. Желание есть внутри человека, мы должны, либо помочь понять, что он хочет, либо искать другие ресурсы делать это. Если мы говорим про начальную школу, то отсутствие желания - это ненормально. Надо срочно родителям разбираться в причинах. Если сами не понимают, идти к психологу. Можно, конечно, попробовать разговаривать с педагогами, но не все педагоги готовы вникать в ситуацию.

Я причину нежелания вижу в том, что там ему трудно. Это значит, что он не справляется с тем объемом нагрузки, которая ему достается. Причины разные. Иногда это уровень развития ребенка, иногда дело в учителе. Задача понять, что именно трудно и что можно с этим делать.

Школа, да простят меня педагоги и вся система образования, тоже не всегда права. По СанПиНу не предусмотрены домашние задания и оценки в первом классе. Учительница говорит, делать по желанию, но проверяет. А государство же не просто так решило, что в первом классе не нужны домашние задания. Первоклассникам это трудно, сложно.

Если мы говорим о среднем звене, то здесь детки задают себе простой вопрос: «Зачем мне это надо?» На этом этапе важно разговаривать с ребенком и здесь, по идее, должна идти определенная дифференциация. То есть ребенок выбирает, например, русский и литературу, знает их на пять, а математику и физику на тройку.

Родители должны понимать, что если ребенок был в начальной школе отличником, это не значит, что он и всю среднюю школу должен быть отличником.

Если речь о старшеклассниках, то там уже все завязано на будущее. Ты закончишь школу, куда пойдешь? Если он хочет быть автомехаником, узнайте условия приема и путь учит те предметы, которые потребуется сдавать.

Сейчас время такое, что не образование становится на первое место, а личные способности, навыки и умение, которые ты заработал, развил и так далее. Загляни в себя, пойми, что ты любишь, что ты хочешь, что у тебя получается, что вызывает интерес.

- А тесты не проводите, чтоб интересы выявить?

- Я — нет. Как раз современное направление профориентации - это понять, что ребенок хочет, как он это видит, его возможность и желание соединить. Давайте самый простой пример. Ребенок хочет быть летчиком, а у него зрение минус пять и ему нельзя. В этом случае надо узнать, а почему он летчиком быть хочет? Нравится запах самолета? Форма? Быть на высоте? Разговаривать через наушники? И когда мы находим, что же ребенка привлекает, то находим, какие у него есть способности, как он это может реализовать?

- К вам в каком возрасте детей приводят?

- Если про профориентацию, то после девятого класса. Раньше нацеливать на профессию нет смысла. Лучше просто позволить ребенку исследовать себя через увлечения. Позвольте ему пробовать, не заставляйте. Попробовал — не понравилось, пошел дальше.

-Дети сами потом жалеют, что бросили, и упрекают родителей, что те не настояли.

- А какие проблемы, если потом увлекся музыкой? Пойди и учись. Мы же не можем точно знать, как было бы. А вот представьте, вы бы настояли, и он бы так возненавидел музыку, что она ушла бы из его жизни совсем. Я за то, что я, как родитель, тебе даю возможности, следую за тобой, твоими интересами, а ты делаешь свой выбор.

Свобода детям

- Считается правильным, чтобы ребенок был занят, чтобы у него не было ни минуты свободного времени. Это верный подход?

- Если в свободное время он занят чем-то, что и родителей устраивает — это одно. А если он все время в гаджетах проводит — другое. Тогда, действительно, родитель может задуматься о том, чем же ребенка занять. Но это опять же зависит от ребенка. Если он устает, плохо спит, плохо есть, много капризничает или агрессию проявляет, то нужно снижать нагрузку. Увы, школьную нагрузку мы можем снять только частично — не требовать пятерок.

Я за то, чтобы дети ходили на дополнительные занятия. Но родителям первоклассников рекомендую, если есть сомнения, никуда не водить ребенка, а посмотреть, как он будет справляться. Тоже самое, когда ребенок переходит в пятый класс или в лицей. Подождите, посмотрите, как ребенок среагирует. Если он будет справляться, значит, все в порядке. Можно добавить занятий.

-Должно ли быть у ребенка время, когда он вообще ничем не занят и делает, что хочет?

- Что хочет и ничем не занят - разные вещи. Ничто делать невозможно. Даже когда он лежит и плюет в потолок, он что-то делает. Другое дело, что это не кажется важным родителю. При этом есть такие дети, которые действительно ничего не делают. Я таких для себя называю «пустой ребенок». Может, так и не очень хорошо говорить. Им ничего не интересно.

- Что делать с таким ребенком?

- Если ко мне приводят такого ребенка 12-13 лет, то я говорю, что пришли вовремя. К сожалению, в 15 лет с этим уже трудно что-то поделать. С таким подростком разговариваю о том, как он видит будущее. И опять-таки, к сожалению, если это семья материально обеспеченная, то ребенок понимает, что жить ему будет на что. В таких случаях даже я опускаю руки, потому что не знаю, что делать.

Интересная замена

- Мы начали с того, что родители очень вовлечены в учебный процесс. Иной раз и ребенок делает уроки только когда мама рядом. Как его самостоятельности приучить?

- Тоже все по-разному. Во-первых, задача начальной школы - не научить читать, писать, считать, а научить учиться. Научить организовывать свое время, выполнять домашние задания, искать ответы на вопросы. И тут важно сформулировать у ребенка определенный стереотип поведения: пришел со школы, поел, попрыгал, сел за уроки, пошел гулять. Не всегда это пойдет легко, порой для этого надо поизучать своего ребенка, понять, какой у него ритм. Про быстро все сделал. Если ребенок сидит и постоянно отвлекается, значит, ему трудно. Опять-таки нужно понять, что сложно. Может быть, он засиделся, ему надо подвигаться. Может быть, он материал не понял. А еще надо научить его эти уроки быстро делать. Лучший способ - пару раз сделать их с ним.

Когда уроки сделаны, должно произойти что-то очень интересное и очень классное, и желательно совместно с родителями, потому что в противном случае родитель начинает восприниматься, как источник неприятных занятий.

- Родительские чаты - добро или зло?

- Надо ответить на вопрос: какую цель я преследую? Ну, предположим, я хочу знать новости от учительницы. Соответственно, я читаю только учительницу, а все дебаты пропускаю. Может кто-то зашел в чат, потому что больше разговаривать не с кем. Причины могут быть разные. И если мне это не нужно, я туда не захожу.

- Вопрос про гаджеты: как ограничивать, отказывать, запрещать?

- Гаджеты, во первых, это инструмент, все уже давно к этому пришли. Во-вторых, давайте мы будем все-таки отличать или замечать, когда гаджеты заменяют что-то в этой жизни. Смотреть, какова их функция. Почему ребенок постоянно в гаджетах. Компьютерщик же тоже постоянно в компьютере. Надо смотреть, что заменяют в жизни ребенка гаджеты и предлагать другое. Задача родителя забрать телефон, но предложить что-то гораздо более интересное.

Единственное, что хочу сказать, если мы говорим о детях, давайте не будем детям шести лет навешивать понятие компьютерной зависимости. До 12 лет ни о какой зависимости, как неком болезненном состоянии, речи быть не может. Речь идет о привычном поведении.

Поэтому здесь нужно смотреть, что заменяет гаджет в жизни. У меня была девочка, у которой не сложились отношения в классе. Она играла в онлайн-игры, где были параллельные чаты, она там общалась. Не в игре дело. Родителям надо анализировать, чем ребенок занят, быть с ним рядом, и если возникают сложности, обращаться к специалистам.

Досье
Румия Калинина родилась в Ташкенте. Окончила факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета, защитила кандидатскую диссертацию по психологии. Получила квалификацию семейного психотерапевта. Дополнительное образование - клинический психолог. Опыт работы психологом-консультантом - с 1992 года, семейным психотерапевтом - с 2006 года. Является автором более 100 научных статей по психологии.