Секреты иммунитета

   
   

Кто виноват

Три фактора «виноваты» в частых простудах малышей.

Меньше всего – медицинский. Ну, заложит у Коли нос, немного поднимется вечером температура, но через два-три дня все придет в норму, и родители даже не поймут, что он перенес ту же инфекцию, которая уложила на неделю в постель его приятелей Сашу и Дашу. Просто иммунной системе Коли был знаком респираторный вирус, она его «узнала», «вспомнила», как справлялась с ним в последний раз, и быстро наработала необходимые для подавления этого вируса антитела. А иммунные системы Саши и Даши впервые встретились с этим вирусом, и им потребовалось много времени и сил, чтобы справиться с ним. И тут становится важным, как поведут себя врачи и родители Саши и Даши. Если они дадут детям «всласть поболеть», не вытолкнут их раньше времени в детский сад или в школу, то их иммунные системы не спеша изучат вирус и отложат в память информацию о нем. И это будет залогом того, что при следующей встрече с этой инфекцией Саша и Даша выздоровят за два-три дня.

Но если недоболевшие дети вернутся в свои коллективы и снова встретят тот же самый вирус, не исключено, что через неделю они опять слягут с симптомами острой респираторной инфекции. А уж если подхватят новый, то на их организмы обрушится по меньшей мере двойная нагрузка. Такую нагрузку не выдерживает каждый 10-й ребенок, отсюда «растут ноги» многих аллергических реакций. Именно это называется медицинским фактором формирования частых заболеваний. Этот фактор имеет значение в 8-15% всех случаев частых ОРВИ.

Почти в три раза большее значение (40-45%) имеет социальный фактор. Если ребенок с раннего возраста получает полноценное питание, гармонично развивается, наблюдается квалифицированными медиками, риск развития у него повторных заболеваний сводится к минимуму.

Однако самая главная вина (не менее 50%) за частые простуды лежит на генетике. Каждый из нас имеет свой тип иммунного ответа: либо сильный, либо смешанный, либо слабый. И эта особенность личного иммунитета – такое же неизменное свойство, как группа крови.

Заветы китайских мудрецов

– Если вы хотите, чтобы ребенок вырос здоровым, пусть он в детстве будет сопливым, – три тысячи лет назад писали китайские врачи. Истинность этого парадоксального заявления была подтверждена многократно. Клиническая иммунология установила, что главное богатство иммунитета – информация, иммунная память. Увы, она приобретается только через болезнь. Через сопли, налеты в горле, пробки в миндалинах, гной в гайморовых пазухах и в ухе. Там, на месте, иммунная система спокойно и неторопливо разбирается с возбудителем инфекции, формирует и полноценный иммунный ответ, и иммунную память. При одном условии – если в этот период организм не отвлекают другие инфекции.

   
   

Поэтому, если основные болезни в детстве – насморки и бронхиты, то ребенок вырастет крепким и здоровым человеком.

Время осмысления

Современная иммунология выяснила, кто виноват в инфекционных проблемах часто болеющих детей. Оказывается, у них есть врожденная особенность – замедленное формирование иммунной памяти.

Любой инфекционный процесс в наших организмах заканчивается только тогда, когда в иммунной памяти откладывается информация о биологических свойствах инфекционного возбудителя. На это требуется от 18 до 40 дней. Если в эти сроки нужная информация в иммунной памяти закрепляется, то в следующий раз при встрече с этим же возбудителем иммунная система очень быстро наработает нужные антитела и инфекция будет подавлена в самом начале.

Некоторые инфекции (например, ветряная оспа) сразу создают пожизненный иммунитет, а другие (грипп) – только на полгода-год. Но так бывает при нормальном биоритме формирования иммунной памяти. Если же он замедлен, то для создания иммунной памяти требуется гораздо больше времени. А если в этот период внимание иммунной системы отвлечет другая инфекция, то иммунная система не успеет закрепить в памяти то, с чем только что имела дело, и повторное попадание в организм уже знакомого вируса воспримет как первоначальное. Вот и получается, что у детей с правильно работающей иммунной системой полномасштабное реагирование осуществляется один раз, а вот часто болеющий, вместо того чтобы сильно и ярко отболеть инфекцией единожды, сражается с ней по нескольку раз. Он очень медленно наживает свое богатство.

Что же с таким ребенком делать?

● При любых обстоятельствах – пора вам на работу или можно еще посидеть на больничном, контрольные идут в школе или каникулы – он должен полностью выздороветь после инфекционного заболевания. Обычно на это требуется 7-14 дней.

● Таким детям полезны массаж биологически активных точек и закаливание. Эти процедуры стимулируют активность местного иммунитета ротоносоглотки – входных ворот для большинства острых респираторных заболеваний.

● Ребенку обязательно надо сделать все положенные прививки, но по индивидуальному плану и под контролем иммунолога-аллерголога. Ведь опасные инфекции он переносит тяжелее и часто с осложнениями.

● Остерегайтесь безответственной рекламы иммуностимуляторов и средств, укрепляющих иммунитет. Только врачи-иммунологи могут назначать препараты, влияющие на работу иммунной системы.

Интересно

Кремлевские тайны. Когда-то я заведовал отделением иммунодефицитов у детей в Институте иммунологии и вызвал неудовольствие двух влиятельных дедушек – члена Правительства СССР и члена Политбюро КПСС, когда пытался объяснить им, что причина частых простуд их внуков – врожденная особенность иммунных систем. Дедушек настораживали слова «врожденная» и «особенность»… Тем более что, собирая семейный анамнез, я нечаянно узнал «государственные тайны»: в одном случае – дедушка, а в другом случае – бабушка ребенка в своем детстве тоже были часто болеющими детьми и, соответственно, сами они, и их дети тоже в детстве не вылезали из простуд. И это несмотря на фантастически благоприятные медицинские и бытовые условия!

Вельможные дедушки требовали лекарств для укрепления иммунитета. А я убеждал их ждать, когда все пройдет само. Врачи уже тысячи лет видят, что дети умеют «перерастать» свои болезни. Как правило, это происходит не позже 12 лет. Дедушки мне не верили. Они оба разными словами, но упрямо просили, чтобы я поторопил созревание иммунитета ребятишек. Но когда я признавался, что не знаю такого лекарства, дедушки разочаровывались во мне, и мы расставались.

В те времена в «кремлевском» детском саду дети болели почти так же часто и так же сезонно, как и в обычных районных садах. Это обстоятельство показалось мне интересным, и один из моих учеников, работавших рядовым участковым педиатром в районной поликлинике, провел подсчет случаев ОРВИ за три года у двух тысяч детей дошкольного и школьного возраста. Мы провели честный и грамотный анализ, и выяснилась интересная тенденция: от двух до девяти лет каждый ребенок переносил в среднем 35 эпизодов ОРВИ. Если он начинал часто болеть еще в яслях, то «выбаливал» этот лимит в дошкольном возрасте и в школьные годы уже почти простудами не болел. Если ребенок начинал часто болеть в детском саду, то цепь повторных респираторных заболеваний тянулась до второго-третьего класса. А уж если он не посещал ни ясли, ни детский сад и до школы рос в домашних условиях и болел редко, то эти самые пресловутые 35 эпизодов приходились на школьные годы, превращая жизнь ребенка в изнурительную череду инфекций, часто – осложненных. Эти данные в те годы опубликовать не удалось, их сочли неудобными. К слову сказать, изумительный педиатр, курировавшая в те годы «детскую кремлевку», академик Н. И. Нисевич буквально ухватилась за эти факты: они помогали ей отбиваться от претензий высокопоставленных родственников.

Смотрите также: