Гипербореец из Карелии

   
   

Вадим Штепа – человек, хорошо известный в кругах российских «блоггеров» (так называют людей, которые ведут личные дневники в Интернете – иные из них по популярности не уступают многим официальным СМИ). На протяжении нескольких лет он редактирует также сетевой журнал «ИNаче», который, как и следует из названия, предлагает иной, альтернативный взгляд на любые современные вопросы – от актуальных политических проблем до обсуждения «трендов» в мире искусства. Взгляд этот часто спорный, но всегда интересный. Вадима Штепу считают также одним из идеологов российского регионализма - движения, девизом которого можно было бы считать фразу, предложенную несколько лет назад Борисом Гребенщиковым: «жить в России без Москвы». Штепа – автор нескольких книг, регулярно выступает в оппозиционных СМИ, пишет статьи для сетевых изданий России и зарубежья, снимается в авторском кино. 

И хотя при этом сам Штепа характеризует себя как «гиперборейский эллинист», его невысокая, крепко сбитая фигура вполне адекватно смотрелась бы в мюнхенских пивных. Вкупе с отличным образованием, немалым жизненным опытом и опытом участия в практической политической деятельности (в своё время Штепа работал с Александром Лебедем) вырисовывается фигура, которой явно тесновато в рамках нашей республики – хотя при этом собственно Карелию наш герой нежно и искренне любит.

Гиперборея обошлась  без гиперборейца

Впрочем, республика не всегда отвечает ему взаимностью – по крайней мере, на уровне официальной власти.

 - Вадим, что это за история с твоим приглашением выступить на молодёжном фестивале «Гиперборея», который проходил летом в Карелии?

- Когда я узнал, что в Карелии состоится такое мероприятие, полное название которого звучало как «Гиперборея: битва идей», я, честно говоря, сначала даже как-то воодушевился. Тем более что глава Госкомитета по делам молодёжи Максим Мазуровский незадолго до фестиваля спросил у меня, готов ли я выступить с лекцией. Естественно, я согласился, и всё это время, вплоть до начала мероприятия, не расставался с телефоном: ожидал, что вот-вот позвонят. Однако – всё началось, а телефон молчит. Тогда я позвонил сам в Госкомитет по делам молодёжи, мол, когда выезжать-то, а мне и сказали, что, дескать, приезжайте в любой момент, всегда рады, вот только выступить не получится. На «Гиперборею» приехал Василий Якименко (лидер движения «Наши»), выступал глава Карелии Сергей Катанандов – стало понятно, какая именно «битва идей» идёт на «Гиперборее». В общем, не вписался в формат.

Карельская мифология

- Так, наверное, причиной стали твои политические взгляды, которые многими воспринимаются как сепаратизм?

   
   

- Регионализм - это не сепаратизм, но дело даже не в этом. Я ведь вообще не собирался ничего говорить про политику – исключительно про «брендирование» Карелии. Что это такое? Вот смотрите, сегодня по всему миру Карелию знают исключительно по трём-четырём объектам: Кижи, Валаам, может быть, ещё петроглифы. И всё. Люди едут к нам посмотреть только на эти достопримечательности. Может быть, ещё пособирать грибы, пройтись по речкам на байдарке. Стоило немного грянуть кризису, и поток туристов сразу упал. У нас сейчас нет привлекательного, завораживающего образа региона, который привлекал бы к нам гостей, инвестиции, вне зависимости от колебаний рынка. Значит, этот образ надо создать.

К примеру, мы разработали проект, который называется «Озёрный культ: мифологическое будущее Карелии». Содержание проекта – создание вокруг каждого карельского озера настоящего культа. Ведь кто знал о существовании шотландского посёлка Лох-Несс, пока в здешнем озере не «нашли» чудовище? Так почему бы нам не найти по водяному или русалке в каждом карельском водоёме? Выстроить вокруг этого корпус легенд, заявить об опытах карельских учёных, которые нашли в здешних водорослях особые химические элементы, способные вызывать у людей контакт с Космосом – и сопроводить это статьями в газетах и на телевидении? Создать новую карельскую мифологию! К нам поедут толпы туристов, жаждущих прикоснуться к разнообразной небывальщине, Карелия получит новый вектор развития «альтернативного туризма», а казна республики пополнится звонкой монетой. Казалось бы, в этом должны быть заинтересованы все жители края, и тем более чиновники, однако... пока остаётся только развести руками.

От нашего стола – к вашему

- Будем считать, что тебя не пригласили на «Гиперборею» именно для того, чтобы ты не рассказал об этом  проекте гостям фестиваля. Сохранил «ноу-хау», так сказать. А то – какой же это будет «Озёрный культ», если все о нём заранее узнают...

- Так, собственно, таких проектов может быть множество – в Карелии живёт огромное количество творческих людей, которые могут придумать и реализовать ещё более фантастические сценарии. А сколько таких людей в России!

Вообще, это главная беда нашей страны, что в ней практически всё проходит через Москву, через федеральный центр. Тем более что все последние годы в стране выстраивали эту самую вертикаль. Выстроили – а что дальше делать, не знают. Между тем именно горизонтальные связи, которые устанавливают регионы между собой, напрямую могут быть залогом развития страны, да, собственно, и её сохранения в исторической перспективе. Сетевые структуры сейчас популярны во всём мире, они придают любой конструкции, с одной стороны, гибкость, с другой – прочность, и именно в этом и заключается концепция регионализма: самостоятельного развития регионов, живого, творческого развития, не придавленного мёртвым федеральным гнётом. Многие путают регионализм с сепаратизмом, считая, что мы хотим развалить Россию – но это не так. Мы, наоборот, пытаемся Россию сохранить, но добиться того, чтобы у каждого региона было своё собственное, неповторимое лицо.

- А как сейчас поживает журнал «ИNаче», его коснулся кризис?

- Нет, конечно. Журнал делает группа мыслящих людей, а мыслить человеку никакой кризис не помешает. Уже несколько лет мы существуем в виртуальном виде, нас читают люди со всего мира – но в основном это те, кого можно назвать «яппи». Самодостаточные, образованные люди, занимающие нишу «среднего класса», но не зацикленные на бездумном собирании материального богатства. Кризис, наоборот, заставил как раз эту категорию людей ещё раз внимательно посмотреть на себя и на своё место в этом мире, так что, полагаю, он пошёл нам только на пользу. Как, впрочем, и всей нашей концепции регионализма – надо придумывать что-то новое, потому что старое стремительно отмирает.

     

Смотрите также: