Например, соединить два океана. Это сделали 95 лет назад - в 1914 году, когда по рукотворному Панамскому каналу прошло первое судно из Атлантического океана в Тихий. Подобных примеров несколько.
Суэцкий канал (соединяет Средиземное и Красное моря, а через них Атлантический и Индийский океаны). Длина канала - 168 км, глубина - 13 метров, время прохода судов - 11-12 часов. Благодаря каналу расстояние водного пути между Западной Европой и Индией сократилось почти на 8000 км, до этого судам приходилось огибать практически всю Африку. Канал строили более 10 лет, первоначально доли в этом предприятии имели Великобритания, Франция, Османская империя и Египет. В 1956 году Суэцкий канал был национализирован Египтом. В настоящее время его ежегодная проходимость - до 20 000 судов, а в египетскую казну он приносит до $1,5 млрд. в год.
Панамский канал (соединяет Тихий и Атлантический океаны). Длина канала 81,6 км, глубина - 12 метров, время прохода судов - от 4 до 9 часов. Благодаря каналу путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22 500 км до 9500 км. В начале ХХ века за строительство взялись американцы. Потратив 10 лет и 400 млн. долл., они получили исключительное право на владение каналом. И лишь 31 декабря 1999 года Панамский канал был передан государству Панама, на территории которого он, собственно, и находился. Сегодня чистая прибыль в госбюджет составляет порядка 1,4 млрд. долл. В его расширение и углубление (канал пока не может пропускать нефтеналивные танкеры) намеревался влить инвестиции Китай, который экспортирует из Венесуэлы нефть.
Подвесной мост Голден-Гейт в американском Сан-Франциско. Длина моста 2730 метров, расстояние между опорами одно из самых больших в мире - 1280 м. Мост соединяет город и южную часть округа Марин через пролив «Золотые ворота», это единственный выезд из города на север страны. За день по мосту проезжает в среднем 120 000 автомобилей, на сегодняшний день за въезд на мост в южном направлении надо заплатить $5. Голден-Гейт известен во всём мире как мост самоубийц - за историю его существования здесь покончили жизнь самоубийством более 1200 человек. Правительство штата Калифорния подумывает о том, чтобы построить так называемый барьер безопасности, который обойдётся казне в несколько десятков миллионов долларов.
Автомобильно-железнодорожный мост Сэто Охаси (соединяет о. Хонсю и о. Сикоку). Протяжённость моста 12,3 км, он способен выдержать землетрясение 8,5 балла. Японскому правительству он обошёлся в $8,7 млрд. Автомобильная часть моста платная, но за 20 лет она так и не покрыла расходы на строительство.
Евротоннель (соединяет Францию и Великобританию). Тоннель рыли с двух берегов, рассчитав всё настолько точно, что через 4 года после начала работ англичане и французы встретились в одной точке на глубине 40 метров от дна пролива, пройдя в общей сложности 51 км, 39 из которых - под дном моря. Из Парижа до Лондона можно добраться за 2 ч. 15 мин. В год под Ла-Маншем проезжает около 6 млн. пассажиров, хотя изначально планировалось 16 млн. Совместная англо-французская компания, владеющая евротоннелем, на грани банкротства - в прошлом году её долги составляли 6 млрд. фунтов стерлингов (строительство обошлось в 10 млрд. фунтов стерлингов).
Тоннель Сэйкан (соединяет японские острова Хонсю и Хоккайдо). Этот тоннель протяжённостью 53,8 км (в том числе 23,3 км под водой) и глубиной 100 метров ниже дна пролива Цугару строили 14 лет. До этого между островами существовала паромная переправа. Окончательное решение о строительстве тоннеля было принято после очередной морской катастрофы, когда в шторм затонул паром вместе с 1150 пассажирами на борту.
Смотрите также:
- В Петербурге сухогруз «Глория» врезался в опору Володарского моста →
- ...Насколько доступны итальянские квадратные метры? →
- Москва не попала в двадцатку модных городов →