Проект осуществляется при поддержке Государственного комитета Псковской области по культуре, Генерального консульства Италии в Санкт-Петербурге и Академии художеств Альбертина в Турине.
Выставка «За гранью видимого» посвящена одному из самых ярких современных итальянских скульпторов – Массимо Гиотти, который родился в 1938 году в Турине. Он славится тем, что экспериментирует с необычными материалами и умеет сочетать бронзу, например, с бумагой.
Псковская публика имеет возможность познакомиться с тремя его знаменитыми скульптурами, которые были выставлены в Московском музее современного искусства («Рождение души», «Нуаджес» и «Торквемада»), а также с металлическими панно в рамах, которые сам художник называет «плоскими скульптурами».
Как объяснил куратор итальянских выставок в России Энцо Форнаро, который и привёз в Псков произведения своих прославленных земляков, «плоские скульптуры» Массимо Гиотти - это картины из нержавеющей стали, подвергшиеся сложнейшей авторской обработке. Кстати, все они, как и выставка в целом, называются «За гранью».
Более внушительных размеров произведения Массимо Гиотти выставлены в музейном дворике возле дома Фан-дер-Флита. Автор называет их «объектами индустриальной археологии», потому что составляющие для своих монументальных произведений он «откапывает» на заброшенных фабриках и заводах.
По словам искусствоведов, в этих скульптурах всегда есть внутреннее напряжение, некое противодействие сил, создаваемое пружинами, болтами, рельсами и рессорами. Подобные скульптуры украшают многие города Италии, а кроме того, они есть, например, в собрании Русского музея, в музеях Каунаса и Вильнюса, а одна стоит перед итальянским посольством в Минске.
Энцо уверен, что псковичам они тоже понравятся, несмотря на то, что мы больше привыкли к традиционному искусству. Хотя бы потому, что в этом году мир отмечает 150-летие со дня рождения нашего великого соотечественника Василия Кандинского, который тоже начинал, как очень оригинальный художник, а теперь считается классиком. Как, впрочем, и Массимо Гиотти, искусство которого, без сомнения, уже принадлежит вечности.
Выставка «Земля изгнания» составлена из полотен Тито Марчи, который родился в Риэти в 1966 году, а теперь живёт и работает в Риме. Это его первая выставка в России.
Тито занимается поисками в области фигуративного искусства в жанре автопортрета или, как сейчас бы сказали, «селфи». На родине эта его выставка так и называлась – «Автопортрет в эпоху селфи».
«Селфи» Тито, объясняет Энцо Форнаро, - это выполненые в технике иконописи золочёные доски с надписями на древнеармянском и древнегреческом языках. Художник считает, что таким образом он запечатлел свои умозрительные путешествия за гранью физического тела. А чтобы создать эффект небытия в множестве воплощений, он использует золотой фон, как на иконах, а также письмена на мёртвых языках с цитатами об изгнании из Софокла, Эврипида и Гомера. Кроме того, он изображает себя со стигматами на лбу – в знак того, что в этих видениях он бежит от себя, покидая собственное тело и перемещаясь в несуществующие миры. Чтобы добиться более сильного эффекта, он и подражает древним иконописцам, которые сознательно отказывались от трёхмерной выразительности, создавая бестелесные лики.
В музейном дворике посетители музея также могут увидеть две фигуративные скульптуры заведующего кафедрой академии художеств Альбертино в Турине Рафаэлле Мондацци и две абстрактные – известного итальянского дизайнера Луиджи Фарино.
Напоминаем, что итальянская выставка в Пскове продлится до 25 мая.
Смотрите также:
- Выставку о смерти и возрождении русской деревни открыли в Пушкинском Заповеднике →
- В Псковском музее-заповеднике открылась выставка российских оскароносцев →
- Фонд Псковского музея пополнился бронзовым изображением Пушкина →