ПсковскОй пирог. Лакомство для царя-царевича и короля-королевича

Марина Мажаева / Из личного архива

Заулыбаешься тут

Святая великая княгиня Ольга. Н.А. Бруни. 1901 Фото: Commons.wikimedia.org

А впрочем, у историков кухни есть версия, которую, безусловно, поддержат любители высокого искусства.

   
   

Очень может быть, что князь Игорь был очарован не только знаменитой на всю Вселенную красотой уроженок псковской земли. Не исключено, что его улещивали тем же самым «псковскИм» пирогом с грибами, которым псковичи немного погодя постарались задобрить Иоанна Грозного в опере Римского-Корсакова "Псковитянка" по одноимённой пьесе Льва Мея.

Судя по всему, Л.А. Мей очень основательно изучал псковскую кухню, а Н.А. Римский-Корсаков, как и другой великий русский композитор М.П. Мусоргский, и без того знали в ней толк, потому что их родовые усадьбы, ставшие теперь музеями, находятся на псковской земле.

Вот так иногда прислушаешься к классикам – и начинаешь прозревать, с чего бы это вдруг высокопоставленные древнерусские особы нет-нет да и заворачивали к псковским хозяюшкам на огонёк.

Вильям Похлёбкин. Фото: Кадр телеканала «РТР-Планета»

Ещё один классик, Вильям Похлёбкин, утверждает, что именно псковские, а не осетинские, как сейчас, пироги с незапамятных времён славились по всей Руси, поскольку выпекались особенным способом - из опарного теста, замешанного на воде "таких чистых рек, как Великая", изобилующая ключами.

По его словам, особый, "псковский", вкус этих пирогов объясняется тем, что опару для них готовили на ржаной или ячменной (солодовой) закваске, а в тесто добавляли "конопляное молоко".

Вот, оказывается, почему грозный царь так разулыбался, когда псковская боярышня поднесла ему знаменитый местный деликатес.

   
   

Дословно у Мэя: "Царь Иоанн (улыбается и, не глядя на Стешу, берёт с подноса кусок пирога):
Чего ж еще... Пирог псковской!

Кадр из фильма. Фото: Коллаж АиФ

Не зря всё-таки князь Токмаков перед его приездом призывал своих земляков:

Пеките хлебы, хмельный мёд сытите,

Варите брагу… Каждый у ворот

Накрой свой стол с гостиным хлебом-солью…

Не прошло и пятисот лет, как псковские власти бросили такой же клич. 16 апреля горожан призывают испечь кто во что горазд и принести на Золотую набережную, чтоб специальная конкурсная комиссия тоже разулыбалась и наградила самого искусного пекаря по-царски. Это будет «Праздник псковского пирога» в рамках первого регионального форума «Развитие гастрономического туризма в Псковской области».

И я там был

В преддверии этой кондитерской фиесты музей-заповедник «Изборск» и Печорская районная общественная организация «Этнокультурное общество народа Сето» презентовали журналисткам свой «пирог», который они вместе с эстонским Советом земли Сетомаа выпекают вот уже девятый год подряд.

Сетоский пряник. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Речь идёт о международном этнокультурном фестивале «Сетомаа. Семейные встречи», где столы тоже ломятся от яств – причём, от таких, которые уже давно стали признанными  туристическими брендами Псковской области.  

«Псковский пирог ведь не обязательно должен быть русским», - справедливо утверждает первый заместитель председателя Государственного комитета по культуре Псковской области Владислава ВИШНЕВСКАЯ.

Соблюдая старинные традиции гостеприимства, псковские сето тоже стараются никого не отпускать без угощения. А тем более, коронованных особ, которые и по сию пору заглядывают к ним на пироги не реже, чем раз в год (речь идёт, конечно же, о сетоских королях и королевах – как непременных участниках фестиваля «Сетомаа. Семейные встречи»).

Королева Сето Яне Вабарна (в центре) на фестивале в Сигово. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Вот и сотрудники нового музея города Печоры, который начинается с зала культуры народа сето (то есть, с самой востребованной туристами темы), то и дело мечут на стол пироги – с морковкой, луком или протёртыми яблоками.

Сетоский пирог. Фото: АиФ/ Ольга Миронович

Пироги эти для званых гостей им подвозят из Музея-усадьбы народа сето в Сигово, где имеется музейная кухня и даже музейный огород и где все сотрудники, сами по национальности сето, как и их досточтимые предки, держат у себя дома коров (иногда по пять одновременно).

Поэтому все сетоские музейные вкусности состряпаны из органических продуктов – часто с помощью посетителей, которые только рады поупражняться в приготовлении диковинных сетоских блюд: знаменитого тыквенного компота, ещё более прославившегося сетоского сыра с тмином, тушёной капусты с перловкой и прочих местных деликатесов.

Всё это бывает особенно востребованным на ежегодном фестивале «Семейные встречи», который по традиции проводится на Успение Пресвятой Богородицы, 28 августа. Как известно, в этот день псковские, эстонские и даже красноярские сето стараются приехать на свою историческую родину – в Печорский  район, где для них, как встарь, организуют народное гуляние – «кирмаш».

Кушак и ожерелье

Как рассказала директор музея-заповедника «Изборск» Наталия ДУБРОВСКАЯ, администрация Псковской области ежегодно выделяет на организационные расходы фестиваля «Семейные встречи» «немалые деньги» - около миллиона рублей.

А председатель Печорской районной общественной организации «Этнокультурное общество народа сето» Хелью МАЯК ещё раз напомнила, какую псковские власти оказывают сетоскому народу всестороннюю поддержку, материально поощряя их даже за обработку собственных огородов.

На вопрос, как эстонские власти улучшают сетоскую демографию, Ааре ХЫРН, «министр культуры» Королевства Сето и член Совета Сетомаа Республики Эстония, рассказал, что правительство его страны, например, ежегодно выделяют народу сето 200 тысяч евро – на реконструкцию дорог и 40 тысяч евро - в рамках программы «Сетоская молодёжь», которая способствует закреплению молодых сето на селе. Кроме того, эстонские власти помогают тамошним сето развивать альтернативную энергетику, а также финансируют сетоские институт и театр.

Эстонские сето на фестивале в Сигово. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Но самое главное, что российские и эстонские сето реализуют много совместных проектов. В частности, сейчас в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия-Эстония» они разрабатывают новый международный туристический маршрут под названием «Сетоский сельский кушак».

По дорогам сето. Фото: АиФ-Псков/ Ольга Миронович

Проблема только в том, заметил Ааре, что эстонским сето стало труднее получить долгосрочные российские визы, хотя псковские власти всячески способствуют тому, чтобы разделённый народ сето мог беспрепятственно общаться.

Владислава Вишневская добавила к этому, что сетоские достопримечательности Псковской области включены в новый глобальный российский туристический маршрут под названием «Серебряное ожерелье». А это значит, что сетоские пироги скоро начнут покорять мир, а не только обещают стать хитом завтрашнего Праздника псковского пирога. 

Смотрите также: