А вы когда-нибудь задумывались о том, что в своей собственной семье тоже надо соблюдать толерантность? И что многовековые народные традиции могут раздражать представителей того самого народа, который их придумал и соблюдает.
***
Нежный аромат сладких блинчиков обволакивает тебя в полудрёме. Едва открыв глаза, ты понимаешь: вот и пришла масленичная неделя.
Поэтому в такие дни ты вскакивает с постели зайчиком и бежишь, сметая всё на своём пути, чтобы попробовать первый блинчик.
Чайник весело сигналит о том, что всё готово к наслаждению: пакетик малинового чая тонет в чашке, варенье уже открыто, сметана и сгущёнка стоят на столе. Началась Поползуха. Или Объедуха. Или Мясопуст, он же Маслоед.
А ещё это Прожорная или Блинная неделя…
Названий у этого волшебного времени великое множество и все ласкают слух.
Но есть и другой вариант масленичного утра.
***
Удушающий запах блинов спросонья проникает в нос и ты, изрыгая проклятья, выползаешь на кухню с лицом Гарольда, Скрывающего Боль.
Только в отличие от него, боль ты не скрываешь: впереди у тебя долгая неделя, во время которой тебе придётся питаться этими ненавистными блинами. Вся твоя семья на завтрак будет есть блины с вареньем, на обед – блины со сметаной, на ужин – блины с блинами. И среди всего этого блинного безумия ты остаёшься один на один со своей очень аккуратной, но сильной нелюбовью к жареному тесту.
Оказывается, на свете немало людей, которые не любят блины и испытывают самые неожиданные эмоции во время Масленичной недели.
Я провела небольшой опрос среди таких людей и даже поучаствовала в нём сама.
И вот что у меня получилось:
Почти все сказали, что их семьи празднуют лишь так называемую Широкую Масленицу (то есть, объедаются блинами в четверг, пятницу и на выходных), либо пекут блины только на выходных.
Большинство семей перестали следовать масленичным традициям типа «мясопуста» и уже не празднуют каждый масленичный день как отдельное событие.
- С какой мыслью ты просыпаешься по утрам на Масленичной неделе?
Аня, 24 года: «Я вспоминаю про Масленицу только днём, когда кто-нибудь другой про неё заговорит».
Елизавета, 18 лет: «А разве уже Масленица? Какой сегодня день?»
Тая, 16 лет: «Оу, опять будет толкучка на ярмарке в школе!»
Ирина, 18 лет: «Я про масленичную неделю не думаю. Для меня это обычное время».
Арина, 19 лет: «Кто провел вам интернет, тётя? И почему вы шлёте мне эту ерунду?»
/После этих слова Арина показывает мне «поздравление» от родственницы. Это виртуальная открытка с блинами и пожеланием достатка./
- Заставляли ли тебя хоть раз есть блины, аргументируя это народной традицией?
Алина: «Я очень благодарна своим родственникам, что они ни разу не заставляли меня есть вместе со всеми блины. А вот попытка накормить меня кутьёй на каждом празднике, кажется, вошла у них в традицию».
Аня: «Бывало, что на Масленичной неделе в доме никто ничего не готовит, кроме блинов. Так что выхода у меня просто не было...».
Елизавета: «Да, постоянно пытаются заставить».
Тая: «Заставляли всякие дальние родственники и учителя на детских праздниках. Это ужасно!»
Ирина: «Постоянно заставляют».
Арина: «Заставляют. У бабушки каждый год приходится есть блины через не могу».
- Ты не любишь только блины, или, например, панкейки и оладьи тоже?
Алина: «Я резко отрицательно отношусь к оладьям, не люблю блины и обожаю панкейки. Сырники, кстати, тоже всегда будут радостью для моего желудка, но только если они без изюма!»
Аня: «Я не различаю эти штуки и не в восторге от мучного вообще, но есть могу, если проголодалась».
Елизавета: «Я не люблю все перечисленное».
Тая: «В последнее время разлюбила все мучные изделия».
Ирина: «Только блины не люблю. В панкейки и оладьи я добавлю свои ингредиенты».
Арина: «Из подобного ем только сырники. Все остальное вызывает отвращение».
- А почему ты не ешь блины? Тебе не нравится вкус или другая причина?
Алина: «У меня это внутреннее неприятие. Возможно, дело в их вкусе… Нет, скорее, это необъяснимая неприязнь».
Аня: «Я люблю блины только с начинкой, поэтому мне проще приготовить и съесть эту «начинку» и не париться с выпеканием блинов».
Елизавета: «В принципе их не люблю, и к тому же у меня лютая изжога из-за такого количества мучных изделий. Да ещё если они масляные, то это для меня просто тихий ужас».
Тая: «Мне не нравится их вкус, запах горелого масла. Да и сами по себе они странные».
Ирина: «Они какие-то безвкусные, поэтому не нравятся».
Арина: «Всё эти жареные штуки вечно в таком количестве масла, что мне становится плохо от одного взгляда. А мне печень беречь надо, она и так страдает...»
- Этот праздник вызывает у тебя отрицательные эмоции из разряда «блин, опять эти блины»?
Алина: «От обилия блинов становится грустно. А вот сам праздник, скорее, поднимает настроение: много разных игр и интересных историй».
Аня: «Нет, меня этот праздник даже веселит тем, что в нём сплетены традиции язычества и христианства».
Елизавета: «Никаких эмоций».
Тая: «Обычное время. Если никуда никто не приглашает, вообще не вспоминаю про Масленицу».
Ирина: «Отношусь равнодушно».
Арина: «Этот праздник прочно ассоциируется с мерзкими открыточками - поздравляшками от родственников, невероятным количеством масла в том единственном блине, который меня заставят съесть, и миллиардом вопросов про мою личную жизнь от тёти, которую я вижу два раза в год».
***
Я, конечно, постаралась выяснить, как рацион этих девушек меняется во время Масленичной недели. Оказалось, что никак. Их питание не зависит ни от языческих традиций, ни от религиозности их семей.
В семьях у некоторых моих собеседниц к Великому посту в это время готовятся представители старшего поколения, а другие сказали, что никто в их семье не соблюдает постов, хотя у них есть очень религиозные родственники.
Школьницы рассказали, что некоторые учителя заставляют учеников «на добровольно-принудительной основе» посещать городскую Масленицу. Там «конечно, скучновато, но мило»: «Чтобы развеяться и перекусить - самое то».
Для большинства моих знакомых семей Масленица – это традиция из разряда «сесть и поесть блинов», которая не нарушается ради спокойствия старшего поколения либо просто для того, чтобы лишний раз посидеть за столом в кругу родных.
В наше время люди перестают соблюдать многие масленичные традиции и правила. К тому же, в каждой избушке, как говорится, свои погремушки.
Напоследок хочу призвать: давайте уважать чужие вкусы.
И это не только про то, что не нужно насильно потчевать близких какой-то ритуальной едой, даже если того требует многовековая традиция.
Алина Андреева, Школа межэтнической журналистики в Пскове.