Искусство важнее нефти

«Искусство наше, культура наравне с недрами - единственное, что у нас осталось на экспорт», - полагает знаменитый пианист.

   
   

Равнение - на Китай

«АиФ»: - Денис, в этом году на конкурсе им. Чайковского первую и пятую премии у пианистов взяли российские музыканты. Спортсмены и балетные танцовщики жалуются, что у них смена не выросла. А вам молодое поколение исполнителей в затылок дышит?

Д.М.: - Что касается нашего цеха, пианистов, то у нас ситуация самая… не то что радостная, но не тревожная. Потому что великие исполнительские традиции пока сохраняются, каждый год появляются, как я их называю, искорки - слова «звезда», «вундеркинд» категорически не люблю. На конкурсе Чайковского в этом году были представлены замечательные пианисты - хорошо обученные, музыкальные. Другое дело, что открытий, потрясений, какими в прошлые десятилетия были Ван Клиберн, Михаил Плетнёв, не случилось. Молодые таланты - они сегодня такие… негранёные. Так что о пианистах я меньше всего беспокоюсь. Со скрипачами ситуация похуже. А самая беда среди духовиков - их практически не осталось.

                                                               
Досье
Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске в семье музыкантов. Окончил Московскую консерваторию. Солист Москов­ской филармонии. С 2006 г. - член Совета при Президенте РФ

по культуре и искусству. Народный артист России. Не женат.

Но если мы примем закон об образовании, как это пытались сделать нынешней весной, по которому мальчики и девочки будут начинать заниматься балетом в 15-16 лет, то тогда через несколько лет у нас не будет ни балета, ни пианистов, ни скрипачей, ни оперных певцов. А если ещё примут закон, разрешающий забирать музыкантов и балетных танцовщиков в армию, то мы в принципе лишимся серьёзного искусства.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо начать обмениваться разными школами преподавания. Мы привыкли думать, что мы самые лучшие и нам никто не нужен. Да, школа наша великая. Раньше была самая великая, сейчас стала одной из великих. Приведу в пример Китай. Там вообще не было традиций в классической музыке, и вдруг одна за другой начали появляться яркие искорки. Откуда? Они начали появляться в том числе и потому, что многие наши педагоги там работают - им платят в 10 раз больше, чем здесь. В Китае развитие культуры возведено в ранг национальной политики. Практически каждый ребёнок ходит в музыкальную школу. У них сегодня под 100 миллионов пианистов! Цифра эта, с одной стороны, пугает, а с другой - заставляет задуматься. Ведь наши-то музыкальные школы в регионах рассыпаются от бедности и ветхости.

Спать в своей кровати

«АиФ»: - Раньше такая рубрика была: «Если бы министром был я...» Представим, что вас назначают министром культуры.

Д.М.: -- Не дай бог! (Машет руками.)

   
   

«АиФ»: - Почему? Молодой, знаменитый, талантливый, энергичный, думающий о будущем - не своём, а страны…

Д.М.: -- Я хочу ещё на рояле поиграть! Вот когда у меня перестанет получаться гамма ля мажор… Вообще сочувствую нынешнему министру культуры Александру Авдееву, который попал в эту мясорубку - когда культура финансируется по остаточному принципу. Мыслей-то у меня много, но разложить их по пунктам… Тяжело!

«АиФ»: - Ну хотя бы с чего начать?

Д.М.: -- Больше всего меня тревожит то, с чего мы начали разговор, - попытка перестроить систему образования и призыв в армию. И конечно, надо срочно что-то делать с телевидением. Да, есть канал «Культура», но он ловится не везде. А все эти бесконечные сериалы, ток-шоу, криминальные новости - везде. Это совершенно не означает, что в 21.00 по всем каналам должен звучать Первый концерт Чайковского. Просто у людей должен быть выбор - смотреть ли им очередных «Ментов» или что-то серьёзное. Хорошего в стране тоже достаточно. Но этого не показывают на ТВ, потому что считается, что позитивные новости не соберут рейтинга. У нас ведь и инженеров молодых достаточно, и учёных, и скульпторов. Но о них никто не знает. Зато про бандитов, преступников, насильников каналы рассказывают круглые сутки.

Я хочу вдолбить в головы людям, принимающим решения, что искусство наше, культура наравне с нашими недрами - это единственное, что у нас осталось на экспорт. Ведь ещё академик Лихачёв говорил, что культурой должно быть пропитано всё общество - от бомжа до президента. Наши музыканты, певцы постоянно побеждают на международных конкурсах. Об этом нужно говорить! Валерий Гергиев, взявшись в этом году за конкурс Чайковского, сделал почти невозможное: он добился того, чтобы о конкурсе снова заговорили в мире.

«АиФ»: - Гергиев поставил задачу вернуть престиж конкурсу им. Чайковского. А может, параллельно стоило бы взяться и за возвращение престижа всей стране? Это раньше Россия ассоциировалась с музыкой, литературой, актёрской школой. А сегодня в основном - с коррупцией, криминалом.

Д.М.: -- Смотрите, если мы выиграли право принимать у себя Олимпиаду, универсиаду, чемпионат мира по футболу, уже провели чемпионат мира по фигурному катанию, значит, не так всё плохо с имиджем страны. Но ещё лучше было бы, если бы миллионную долю того, что выделяется на спорт, вложили в культуру. Да, сегодня музыканты, спортсмены, учёные ищут, где им предложат лучшие условия. Но в том, что касается моего цеха, я постараюсь сделать всё возможное, чтобы большого оттока не было. Я знаю множество музыкантов - моих ровесников, которые мечтают, грубо говоря, спать в своей кровати, жить здесь и гастролировать по родной стране.

Женщины мощнее мужчин

«АиФ»: - Нынешним победителям конкурса им. Чайковского предложили шикарные условия - концерты, контракты, записи.

Д.М.: -- Знаете, я, будучи в этом году членом жюри, наблюдал за участниками и пришёл к печальному выводу: у нынешнего поколения исполнителей потеряно мужское начало. Женщины играют мощнее мужиков. А мужчины… Играют очень тонко, но… Хилые они какие-то все стали! Ориентацию-то свою сохранили, но постепенно перестают быть мужчинами в душе. И это обидно. Ведь за своё место на сцене, за интерес и любовь зрителя надо биться. Мне кажется, попади они в мою ситуацию, когда в 1998 г. я стал лауреатом конкурса им. Чайковского, они бы точно сломались. Мне тогда никто никаких концертов не предложил. За то, что эти ребята сейчас имеют сразу, я землю грыз, своим трудом и потом эту дорогу прокладывал. Конечно же, очень помогли родители, наш семейный настрой: всё будет хорошо. В Москву из Иркутска я приехал в 1991 г. - тогда почти всё моё поколение уехало за границу, а я решил продолжать учиться здесь. Сосед наш был алкоголиком. Я играл его любимую мелодию из фильма «На семи ветрах», он выпивал, засыпал, а я занимался дальше.

Меня эти трудности закалили. А молодые ребята выдержат всё, что им предстоит пройти? Победа, лауреатство - это здорово, но сейчас начинается самое главное. Безумная жизнь: до 100 концертов в год на всех континентах (мой ритм - 165 концертов - редко кто выдерживает), надо подготовить разнообразнейшую программу, настроить себя и морально, и технически. Ты должен доказать, что твоя победа неслучайна. Я ведь до сих пор это доказываю на каждом своём концерте.

«АиФ»: - А на дворе-то лето, и не доказывать хочется, а отдыхать!

Д.М.: -- А мне не хочется отдыхать! Я не могу лежать на море 10-15 дней подряд пузом кверху. Для меня отдых - это быть на сцене. Когда после 20-часового перелёта приезжаешь заспанный, уставший, тебя сцена лечит, приводит в форму. Это самый лучший допинг.

Смотрите также: