«Я - за честную игру» Пианист Николай Петров - о детях, взятках и ЕГЭ

   
   

Перепроизводство талантов

«AиФ»: - Николай Арнольдович, вы возглавили фортепианное жюри Первого всероссийского музыкального конкурса, цель которого - выявить и поддержать молодых талантливых музыкантов. А искать-то есть кого?

Николай Петров: - Да, по всем объективным причинам таланты в России должны были бы хиреть. Однако талантливых музыкантов рождается очень много. А пианистов, к примеру, даже больше, чем может вместить международная «обойма классических исполнителей» - тех, кто пользуется спросом во всём мире. Так что самое печальное сейчас не отсутствие талантов, а то, что большинство этих талантов у нас не востребовано. У моего поколения - в 60-е, 70-е годы ХХ века - победа на международных конкурсах (Конкурсе им. Чайковского, королевы Елизаветы в Брюсселе, Вана Клайберна в Америке) становилась пропуском на большую сцену. Сейчас же для молодого исполнителя - аудиенция у Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Зубина Меты, Марты Аргерих, их мнение значит для будущей карьеры больше, чем победа на самом престижном конкурсе.

Эта девальвация конкурсов произошла из-за коррупции, поразившей мир классической музыки. Система «ты - мне, я - тебе» проникла и сюда.

«AиФ»: - Но ведь серьёзное искусство и нажива - вещи, которые всегда считались несовместимыми.

Н. П.: - Миленькая, почитайте книгу «Кто убил классическую музыку?» Нормана Лебрехта! Он там всё разложил по полочкам. Объяснил, что произошло, когда в классическую музыку влезли шоу-бизнес и педерастия.

«AиФ»: - Получается, что коррупцию вообще победить невозможно?

   
   

Н. П.: - Нет, возможно! По крайней мере, в музыке. Для этого необходимо сделать несколько вещей. Первое - ассоциациям международных конкурсов необходимо принять положение о том, что члены жюри не имеют права выставлять на конкурс своих учеников и родственников, - это сегодня мы видим сплошь и рядом. Второе - разделить конкурсы на категории. Как в спорте, где существует высшая лига, первая, вторая. Третье - пора перестать наконец делать тайну мадридского двора из голосования. Сейчас, кстати, многие международные конкурсы эти правила приняли и вывешивают результаты голосования на всеобщее обозрение. И на нашем я попытаюсь это сделать, хотя результат гарантировать не смогу. Но игра должна быть честной!

Без взятки - никак!

«AиФ»: - А на уровне страны мы коррупцию когда-нибудь победим?

Н. П.: - Честно говоря, я на всё это смотрю очень пессимистически. К превеликому сожалению, наш закон неодинаков для разных граждан. Человеку, укравшему батон колбасы, дают три года. А тот, кто украл 50 миллионов долларов, получает 5 лет условно. Законы наши сделаны таким образом, чтобы предоставить режим наибольшего благоприятствования жуликам, ворам и взяточникам. Если же законы для всех будут действовать одинаково, не делая исключения ни для высоких чинов, ни для толстых кошельков, только тогда коррупцию можно будет победить. Но на сегодня, основываясь на собственном опыте, могу сообщить - с такой же энергией и с тем же темпом, с которым в стране растёт борьба с коррупцией, растут и размеры взяток.

«AиФ»: - Вы тоже давали взятку?!

Н. П.: - Конечно! А вы что, не давали?

«AиФ»: - Но я же не пианист с международным именем!

Н. П.: - Но мы же в одной стране живём! И иначе, к сожалению, здесь жить нельзя. За всё время, что я вожу машину (а права я получил в 1962 году), у меня было лишь два или три случая, когда милиционер, остановив меня на дороге, не взял с меня денег. Этот факт даёт мне возможность предполагать, что ГАИ коррумпирована практически полностью, или не даёт? Даёт! Я бы и рад заплатить штраф официально, но это же превращается в измывательство - беготня по сберкассам, квитанции, которые надо заполнить и отнести обратно инспектору. Вот и получается, что проще откупиться.

Музыку - в школы!

«AиФ»: - Вот вы говорите: у нас перепроизводство классических музыкантов. Но при этом классики не услышишь ни по телевизору, ни по радио.

Н. П.: - Ну, голубушка, это уже вопрос к нашему ТВ и шоу-бизнесу! Шоу-бизнес сегодня ведёт непримиримую войну с серьёзной культурой. Вспомните, сколько было потрачено усилий, чтобы прикрыть радиостанцию «Орфей». Это же единственная на всю Россию музыкальная станция, на которой 24 часа в сутки звучит классика! А при этом существует бесчисленное количество радио- и телеканалов, которые изрыгают гнусную, смердящую попсовую пошлятину. Не хочу говорить о позорных «аншлагах», Петросянах и прочих «юморных» программах. Но этим «культуртрегерам» и этого мало! Им нужно передвинуть программы, посвящённые серьёзным темам, на самое несмотрибельное время. Всё захапать! И тем не менее окончательно оболванить народ у них не получается. На любом хорошем концерте или спектакле аншлаг! На любую интересную выставку вновь, как и раньше, выстраивается очередь в три кольца вокруг здания.

«AиФ»: - Моральный иммунитет у народа достаточно силён?

Н. П.: - Конечно! Публика всё-таки многое понимает. Ведь нормальный человек со здоровой душой всегда тянулся и тянется к чему-то прекрасному.

Хотя смещение ценностей сейчас происходит чудовищное. Ни Шостакович, ни Нежданова, ни Шаляпин - никто из по-настоящему великих артистов, певцов, композиторов, чьи имена вписаны золотыми буквами в скрижали истории, никогда в жизни не устраивали такого чертобесия, которое творится в честь юбилея вконец спевшегося Баскова. Или когда вся страна празднует юбилей Игоря Крутого или поэта Резника! Вся изнанка нашего искусства оказалась вывернута на лицо. Не знаю, прав я или нет.

«AиФ»: - Да, но теперь неплохо бы найти ответ на вопрос, почему в стране, которая всегда обладала огромным духовным потенциалом, вдруг разом наступила духовная импотенция.

Н. П.: - Каков поп, таков и приход! У нас ведь на искусство выделяются вполне пристойные деньги. Другой разговор, что половина из них тут же крадётся и из выделенных на строительство театра или музея 10 миллионов 5 уходит на откаты, взятки и т. п. А при этом народные артисты СССР, которых на всю страну осталось человек 200 и все они пенсионеры, живут подчас в очень тяжёлых условиях. У нас периодически получают льготы и прибавки к пенсиям Герои Советского Союза, Герои Соцтруда - и это правильно. Закон предусматривает прибавку к пенсиям и для народных артистов СССР. При условии, если они уйдут со сцены. Но неужели их творчество так мешает господам из собеса?

Ещё один пример. В Венесуэле, не самой благополучной стране, принят государственный закон о привлечении молодёжи к серьёзной культуре. И мы видим по телевидению выступление молодёжного оркестра Венесуэлы им. Симона Боливара, в котором человек 160 музыкантов. Много? Да! Но это те мальчишки, которых вытащили из объятий проституции, наркомании, хулиганства, алкоголизма. А у нас господин Фурсенко ликвидирует уроки музыки в школах как ненужные! Чего вы после этого ждёте? Если министр образования берёт и росчерком пера изгоняет культуру из школьной программы! А продвигаемая им система ЕГЭ не развивает, а лишь оболванивает школьников. Ну должен же наш президент дать по мозгам этому министру за то, что он вытворяет! По-моему, худшего министра образования у нас не было.

«AиФ»: - И как исправлять ситуацию?

Н. П.: - Прежде всего - вновь ввести уроки музыки в школе, чтобы с младых ногтей прививать культуру детям. Уже давным-давно замечено: те люди, которые поют в хорах, занимаются музыкой, не идут потом ни в наркоманы, ни в преступники. Культура прививает им духовный иммунитет. Учим же мы детей тому, что нужно мыть руки, чистить зубы, и дальше это уже входит у человека в кровь. Значит, и тут нужно с детского сада, с 5-6 лет, приучать их к серьёзному искусству - водить на детские концерты, спектакли. Дать ребёнку возможность понять, что это интереснее, чем сидеть в подвале и курить марихуану. Вместо этого пока с утра до вечера дети имеют возможность смотреть «Секс с Анфисой Чеховой», «Дом-2» и прочие, на мой взгляд, гнусные телепередачи. А во многих школах двери открыты не музыке и живописи, а наркотикам и хулиганам. Необходимо срочно восстановить отсрочки от армии талантливым молодым музыкантам и танцорам, а не отдавать их на потеху садистам-«дедам».

Власти сегодня сделали упор на экономическое благополучие общества. Конечно, деньги решают если не всё, то почти всё. Но неплохо бы при этом помнить о том, что замечательные всходы они дают, только когда вложены с умом.

Досье

Николай Петров - пианист, народный артист СССР. Родился в 1943 г. в Москве. Окончил Московскую консерваторию. Лауреат международных конкурсов. Ведёт активную концертную деятельность. Преподаёт, будучи профессором Московской консерватории. Ведёт большую общественную работу. Женат. Есть дочь.

Смотрите также: