Кошку на колени не поставить!Юрий Куклачёв принцип кнута и пряника не приемлет

   
   

Лжетеатр лжекошек

«АиФ»: — Юрий Дмитриевич, это вы... или ваш двойник? Понятно, что дело прошлое, и все-таки, разъясните, пожалуйста, что там была за история с лже-Куклачевыми в Америке?

Ю.К.: — Я это, я... (смеется). Сейчас, к счастью, почти все уже позади. Это случилось после моих гастролей в США — настоящий детектив с самозванцами и переодеваниями. Человек, который пригласил меня туда, спустя год попытался запатентовать бренд «Театр кошек Куклачева», нанял клоунов и организовал шоу с моей афишей. И я бы, может, так ничего и не узнал, но из-за океана стали приходить письма от возмущенных зрителей, которые пришли смотреть Куклачева, а его нет. Пришлось подать иск в американский суд...

Все началось очень красиво. Мой бывший импресарио позвонил из Нью-Йорка. Он сказал: «Приезжайте снова в Америку. Актер Де Ниро предоставляет вам для спектаклей сцену своего театра „Трайбека Синема“ на Манхеттене». Я подумал: почему нет? Чтобы тебя узнал весь мир, надо работать в Нью-Йорке, еще лучше на Бродвее... Стали выступать. Первый спектакль — всего четверть зала. Он испугался: «Надо что-то делать!». Я говорю: «Про нас просто не знают. Звони на телевидение!». И вот, в программе «Доброе утро, Америка!» нам дали одну минуту. Мы с сыном Димой и тремя кошками в 7 утра приехали на студию, и — «Хэллоу! Гуд морнинг, Америка!». Через час все билеты были раскуплены на три месяца вперед. Успех оказался такой, что вскоре нам пришлось перебраться из 300-местного зала в 700-местный. Меня стали узнавать, как Барышникова... А потом этого импресарио осенила идея: «Зачем всю славу отдавать Куклачеву? Дай-ка я сам!».

«АиФ»: — Если не ошибаюсь, «под Куклачева» работали и раньше, в России...

Ю.К.: — Ну да, я же сам об этом и рассказал импресарио в Америке. Взял и разоткровенничался: «Знаешь, Марик, один мой ученик брал мою афишу и втихаря в сельской местности работал под моей фамилией. Когда я узнал об этом, то сразу обратился в прокуратуру на Петровку — и левые гастроли прикрыли в Уфе. А мой двойник в это время отправился с такими же гастролями в Белоруссию. Я написал письмо Лукашенко. Тот сразу принял меры: «Что такое?! Белорусский народ обманывают?!». Снял директора филармонии, где проходили липовые спектакли, поувольнял чиновников... Самозванец — в Казахстан. Я — письмо тамошнему министру культуры... Так мы остановили желание обманывать зрителя. Теперь под моей афишей работаю только я сам.

Короче, мой импресарио решил провернуть тот же трюк. Только в Америке. А Куклачевым нарядил моего ученика, который проработал в Театре кошек четыре года... Вы бы видели возмущенные письма русских с Брайтона! «Ах, этот Куклачев, такой-сякой, хуже „Ласкового мая“ — вешает свою афишу, а сам засылает нам подделку...». Еще бы! Люди же понимают: шли на одно, а показывают им совсем другое.

   
   

В 2009 г. Юрий Куклачев возбудил иск против своего бывшего американского импресарио Марка Гельфмана, обвинив его в нарушении авторского права и незаконном обогащении. По словам истца, Гельфман организовал в США гастроли фиктивного «Московского театра кошек», один из актеров которого, Владимир Красноложкин, якобы был загримирован под Ю.Куклачева и называл себя его именем. Ранее этот артист работал у Ю.Куклачева и был знаком с методами его дрессировки. Как утверждается в иске, уволившись из Театра кошек, он не однажды гастролировал по регионам России, выдавая свою труппу за часть коллектива театра Ю.Куклачева. При этом В. Красноложкин, который комплекцией напоминает Куклачева, будто бы наряжался под его сценический образ и, для сходства, красил волосы в более светлый цвет.

Отец и сын Гельфманы являются владельцами бруклинской компании Gelfman International Enterprises, которая с начала 1990-х гг. регулярно привозила в США исполнителей, популярных в среде эмигрантов из СНГ, в том числе Аллу Пугачеву, Демиса Русоса, «Московский еврейский хор» Михаила Турецкого и других. По словам Ю. Куклачева, после того, как его театр покинул Америку, М. Гельфман самовольно подал заявление в Патентное управление США о регистрации торговой марки «Московский театр кошек» под своим собственным именем.

Иск рассматривался в федеральном суде Восточного округа Нью-Йорка в Бруклине.

Клоуны-предатели

«АиФ»: — Вы сказали: «Мои ученики стали предателями. Поэтому секрет дрессировки кошек оставлю только семье...». Почему?

Ю.К.: — Да, учеников я больше со стороны не беру. Попробовал в начале, но теперь понял — этого делать нельзя. Почему? Если они даже берутся за дело, то не доводят свое искусство до уровня Куклачева. Для них главное заработок, а искусство дело вторичное... Раньше я этого не понимал и сделал ошибку — начал помогать начинающим клоунам. Одному дам кошечку, репризку, другому. Они окрепли и сами стали работать с кошками. Сейчас кто-то в России, кто-то на Западе. Ну и пусть — ради бога. Работай, золотой! Но, — говорю я одному, — мой дорогой, тебе ведь никто не дал права фамилию «Куклачев» вешать на свои афиши? Ты же позоришь мое имя! Своего учителя! Значит, ты, брат — иуда...

Сейчас есть только два моих настоящих ученика — сыновья Дима и Володя. Они с кошками с детства. А все остальные... Вы знаете, я изучил историю цирка, и оказалось, что и до меня в мире попытались выступать с кошками. Например, клоуны и дрессировщики Валерий Мусин, Павел Бакун, Михаил Золло. Кот был и у Владимира Дурова. Но это были эпизодические сценки, можно сказать мини-миниатюры. А в моей работе кошка заняла главное место. Сначала мы создали номер. Затем аттракцион, а сейчас уже целый театр. В этом году исполняется двадцать лет театру Кошек. И моя заслуга заключается в том. Что мое искусство не уйдет вместе со мной. Я создал ДИНАСТИЮ. Дети Катя — закончила художественную академию и является главным художником театра. Дмитрий и Владимир работают с кошками самостоятельные спектакли. Подрастает внук Никита Куклачев, который тоже осваивает наше трудное искусство.

Сорок лет я работаю клоуном с кошками. До того, как в 70-х я разработал уникальный гуманный метод их тренировки, считалось, что эти животные вообще не поддаются дрессировке. А я смог!

«АиФ»: — Говорят, Диме досталось в Израиле от «зеленых», которые протестовали против издевательств над кошками...

Ю.К.: — Да, ему там во время правозащитного пикета кто-то даже пшикнул в глаза из баллончика. И что вы думаете? Мы потребовали собрать международную комиссию — биологов, зоологов, ветеринаров, полицейских. Оказалось, все кошки здоровы и даже упитанны — кто-то даже сказал, что это не кошки, а маленькие пузатенькие бегемотики!...Это же наш хлеб. Каждая кошка для нас — святое. Если она чихнула, заболела — значит, мы сидим без работы... «Зеленых» за рубежом просто сбили с толку. Если бы не обвинения в Интернете, никаких протестов бы и в помине не было...

Голод — не метод?

«АиФ»: — Значит, неправду пишут в блогах, будто вы «дрессируете» несчастных кошек какими-то жестокими методами?

Ю.К.: — А вы как думаете? Интернет это огромная сила. Если у человека не своего мнения, можно легко навязать ему свое. Сегодня в Интернет может зайти любой. Больные люди — фантазируют и выкладывают в Сети всякий анонимный бред. Но мы нашли свой метод борьбы: суд. После этого около 30 человек сняли всю грязь, которую они попытались на нас вылить... Я против цензуры в Интернете, но за клевету надо нести ответственность... Грубое отношение кошкам — вымысел больного ума. Выдумки садиста, которые производят впечатление на тех, у кого нет домашних животных... Если вы надругались над кошкой, оно не то что общаться, а даже жить уже с вами не захочет, убежит. Обиду она, как и слон, не прощает. И больше к вам не подойдет — слишком независима и своенравна. Спряталась под кровать, и поди ее, вытащи! Глупо думать, будто над кошкой можно измываться, а она потом придет к вам за лаской... А вы видели, как кошки ласкаются и целуются со мной на спектаклях? С ними принцип кнута и пряника не работает — можно только договориться. Не покормил, допустим, сутки, и все — начинаются боли в желудке и печени, ударил — и вышел из доверия. Кошку на колени не поставишь.

«АиФ»: — А говорят, в дрессуре главный метод — голод...

Ю.К.: — Голодная кошка, становится агрессивной и неуправляемой. Это вам не собака. Хвостиком вилять не будет. У нее совершенно другая психология... Открою вам маленькую тайну. У меня есть особые приемы игры, во время которых я определяю способности того или иного животного. Дело в том, что у каждого есть своя природная особенность. Поэтому очень важно точно определить ее неповторимую индивидуальность и зафиксировать. Тоже самое я попробовал со своими детьми. Произошло то, о чем мечтает каждый родитель. Способности ребенка проявились в раннем возрасте, что и определило выбор профессии.

Кошка — очень ранимое существо. Если она поголодает даже недолго, то у нее может нарушиться обмен веществ и начнутся необратимые изменения внутренних органов. И начнется: то понос, то рвота, и неизвестно, чем ее тогда лечить... Кошки очень резко и быстро уходят из жизни. Они выносливые, но очень болезненные. Раз — и она уже обезвожена. Не успел оглянуться — зверек умер. Есть и еще очень много кошачьих секретов: например, кошек трудно перевозить на большие расстояния. Это для них всегда большой стресс. Какой сквозняк — они сразу простужаются. Кошкам, как и детям, нельзя есть пищу из холодильника... Когда кошка слегла, спасти ее уже очень сложно, время упущено. Нужна профилактика: следишь за ней, как за ребеночком: не дай бог, чихнула, не так в туалет сходила, свалялась шерсть — бей тревогу! Поэтому они у нас долгожители. В среднем 18 лет, а один кот даже сумел прожить 25 лет.

К тому же, с кошкой главное — поощрение, игра. Ничего не выйдет, если не погладить, не похвалить, не поиграть с ней. На одном «покушать» вы ее не купите.

Смотрите также: