Дмитрий Месхиев. Свой среди своих

Андрей Степанов / АиФ

«АИФ» решили узнать из первых рук, как знаменитый режиссёр собирается продюсировать культуру нашего региона....

   
   

Псковский менталитет

Елена Яземова, PSKOV.AIF.TU: - Дмитрий Дмитриевич, после всех фильмов, что вы у нас сняли, многие считают вас почти псковичом. А на самом деле, как давно вы знакомы с Псковской областью?

Дмитрий Месхиев: - Моя няня (я привык называть ее бабушкой), которая меня воспитала, была родом из Новоржевского района. Первый раз она привезла меня в родную деревню, когда мне было семь месяцев. И после этого мы с ней часто туда ездили, иногда даже всю зиму жили в деревне. Я даже одно время посещал местную школу, и у меня там остались друзья детства. А потом я вырос, но продолжал навещать няню – одного из самых близких мне людей. Так что вся моя жизнь связана с этими местами. А сейчас у меня дом в соседней деревне, где живет крестная, подруга моей «бабушки». 

Баба Настя - любимая крёстная режиссёра. Фото: АиФ/ Лариса Малкова

 

- Вы часто там бываете?

- Например, в прошлом году я прожил там месяца четыре или пять. Кино монтировал, да и вообще в районе много дел, в которых я стараюсь как-то помогать и участвовать, просто  не афиширую этого. 

Фото: АиФ/ Лариса Малкова

 

   
   

- Получается, что вам с детства известен пресловутый «псковский менталитет»?

- Да, и при этом я не считаю, что псковичи – это угрюмые и недоброжелательные люди, и не вижу каких-то характерных только для них отрицательных черт. С другой стороны, я ведь не приезжий, я здесь свой, поэтому мне трудно судить о каком-то «псковском менталитете».

- Почему вы, успешный и известный режиссер, согласились возглавить театрально-концертную дирекцию в небольшом провинциальном городе? 

Фото: АиФ

- Главная и основная причина - мне это интересно. И я считаю абсолютно правильной саму идею создания такого холдинга. Нужно понимать, что театральное-концертно искусство - это не только творчество, но и производство, финансы – по сути дела, комплексная деятельность. А в результате объединения появляется больше возможностей и у наших театров, и у той же филармонии. К слову, недавно мы встречались с руководителями всех этих учреждений, и они признали, что выгода от объединения налицо. Я люблю эти места, я здесь многое и многих знаю, да еще и дело интересное

- В чем заключается выгода от объединения, о которой вы упомянули?

- Сейчас сложное время. Необходимо оптимизировать расходы, и не просто оптимизировать, а направлять высвободившиеся средства на нужды работников – на увеличение зарплат, укрепление материальной базы. Объединившись же, выживать и развиваться значительно проще. Причем дело не только в том, что будут оптимизированы административно-хозяйственные части, к примеру, бухгалтерий. Появится больше возможностей и в плане единой рекламной политики, продвижения и логистики проектов. При этом каждое учреждение останется автономным и самостоятельным в принятии решений. Это принципиальный момент. А одно из моих условий было таким – раз мы экономим на фонде зарплаты (а экономия будет, причем значительная), то эти деньги в первую очередь должны пойти на увеличение зарплат творческим работникам. Несмотря на то, что, повторюсь, времена сейчас сложные.

- Не так давно губернатор раскритиковал деятельность руководства псковского драмтеатра за то, что оно заказывает декорации и костюмы «на стороне». Будете исправлять ситуацию? И какое мнение сложилось о псковском драмтеатре лично у вас?

- Хорошее. Театр открылся после реконструкции всего год назад, а в его репертуаре уже 13 спектаклей. Тогда как формирование репертуара – процесс очень длительный. И я не вижу оснований обвинять художественного руководителя, администрацию в каких-то неправильных деяниях. Опять же, в репертуаре театра есть и авангардные, и классические спектакли, что абсолютно правильно в ситуации, когда в регионе всего один такой крупный драматический театр. Ну а то, что губернатор недоволен, что не строят декорации, так это к творчеству не относится. Хотя критика справедлива, и такие вещи будем поправлять - закупать все необходимое оборудование, окончательно формировать цеха. Так, чтобы в рамках новой дирекции там можно было шить костюмы не только для самого драмтеатра, но и для театра кукол, и для филармонии. И в этом, кстати, еще один большой плюс от объединения.

- А появится ли на сцене театра многострадальный спектакль «Солдатики»?

- В театре есть свой художественный руководитель. А я не вправе, не уполномочен и не собираюсь лезть в художественное руководство каждого учреждения. Потому что это уже будет насилием. Пусть худруки, главные режиссеры занимаются своим делом так, как они это видят и считают правильным. Я же насаждать свое видение, продавливать какие-то свои творческие решения не буду. Мое дело – организация работы предприятия, и я буду стараться и приложу все усилия, чтобы не было распрей, чтоб никто не чувствовал себя обиженным, чтобы в плане творчества всем была дана возможность жить и работать. Так что про «Солдатиков» не могу сказать что-то конкретное, кроме того, что и лоббировать их не буду, но и препятствовать их включению в репертуарный план тоже.

«Я еду в театр»

- Изменится ли гастрольная политика объединяемых учреждений?

- Несомненно. Но не каждый спектакль можно вывезти на гастроли, поэтому мы собираемся сделать программу под условным названием «Я еду в театр», в рамках которой будем помогать жителям районов посещать спектакли в Пскове. Вообще у нас масса идей, как изменить и улучшить гастрольную политику в регионе, причем благодаря объединению у нас расширяются и возможности это сделать. К примеру, сейчас ни в одном районном центре нет никакой рекламы ни нашего театра, ни филармонии. А так как сейчас у нас единая дирекция, то мы сможем делать единую рекламу наших учреждений, создать общий сайт и даже единую кассовую систему. Когда, придя в театр кукол, вы сможете там купить билет в филармонию или тот же драмтеатр.

- Что еще у вас в планах?

- Хотим создать детскую театральную школу. Тем более, что сейчас, после ремонта театра, возможности для этого есть. А на базе филармонии есть планы открыть музыкальную театральную детскую школу. И все эти планы можно осуществить благодаря созданию единой дирекции. При этом нужно понимать, что мы не изобретаем велосипед, и здесь нет никакого подвоха. Да, люди не любят перемен. Но это ж не значит, что все перемены – в худшую сторону. Представьте себе жизнь без мобильного телефона или без интернета. А когда-то и автомобили были новшеством, и им запрещали ездить по улицам. Но сейчас-то мы уже не можем представить свою жизнь без автомобиля.

- В прошлом году вы снимали в Псковской области фильм «Батальонъ», действие которого происходит в 1917 году. Когда ожидается его премьера?

- Общий прокат фильма начнется, кажется, с 20 или с 22 февраля. Но в Пскове планируется один премьерный показ на 16 февраля. То есть, раньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Правда, где именно он пройдет, пока неизвестно, но я надеюсь, что в первую очередь на нем будут присутствовать псковичи-участники съемок, те же главы районов, которые нам помогали. И мне бы хотелось, чтобы на премьеру пришли и псковские деятели культуры, тем более, что среди них очень много людей, которых я ценю  и уважаю.

Смотрите также: