Наш князь. На Псковщине хотят создать большой музей Александра Невского

Александр Невский осуществил определенный перелом в нашей истории © / Андрей Степанов / АиФ

Год назад на XIV Международных Александро-Невских чтениях директор Музея истории Ледового побоища в деревне Самолва Владимир Потресов выступил с предложением о создании единого военного музея святого благоверного князя Александра Невского в России. Зачем такой музей нужен, почему находиться он должен на Псковской земле и нашла ли эта идея где-то поддержку, сам Владимир Потресов рассказал «АиФ-Псков».

   
   

Личность федерального значения 

- Владимир Александрович, как у вас возникла идея создания такого музея?

- Александр Невский осуществил определенный перелом в нашей истории. Несмотря на то, что Ледовое побоище было относительно небольшим по сравнению со многими другими сражениями, оно сыграло выдающуюся роль в становлении государства, в котором мы сейчас живем. Если бы оно закончилось иначе, то неизвестно, что бы было с нашей страной сегодня: это я говорю совершенно ответственно. Поэтому считаю, что память об Александре Невском, о тех его деяниях, которые мы забываем, должна быть сохранена.

Тут же в свое время в историю вмешивалась определенная идеологическая составляющая. Дело в том, что Александр очень активно сражался с Литвой, которая наносила, по мнению ряда историков, урон Новгороду и Пскову более, чем Ливония даже. Но Литва была нашей братской республикой, входила в состав Советского Союза. И об этих события историки, конечно, знали, но они не афишировались, поэтому простые люди ничего об этом и не слышали, не знали о сражениях, которые Александр выигрывал у Литвы, оберегая государство.

Мало кто знает и о том, что вдоль реки Шелонь Невский построил несколько «городцов» – оборонительных сооружений, которые не давали возможности литовцам атаковать южную границу Новгородского государства. Мы знаем только Порхов из всех этих «городцов», остальные же канули в вечность. Мне кажется важным это изучать, говорить об этом. Мы совершили экспедиционный выезд в Торопец от нашего музея, провели определенные исследования и побывали в тех местах, которые связаны с Александром, получили полную поддержку от научной общественности, которая считает, что делом мы занимаемся нужным.

Ну, и естественно, мы, по мере наших относительно слабых сил, ведем работу, связанную с продвижением темы военного музея. Я сделал публикацию в «Литературной газете», посвященную как раз необходимости его создания, получил достаточно большое количество откликов. Кроме того, когда в прошлом году с этой идей я выступал на международных Александро-Невских чтениях, настоятель Александро-Невской Лавры эту тему поддержал, сказал, что мы обязаны память об этом герое сохранить. А иначе странно выходит. Есть музей Суворова, например. А это как раз полководцы одного примерно уровня, одного значения для нашей страны.

   
   
Владимир Потресов участвовал в экспедиции Академии наук СССР по уточнению места Ледового побоища Фото:  Андрей Степанов

- Но пока эта идея осталась идей?

- Пока я не могу ничего сказать. Мы вели переговоры, в том числе с Изборским музеем, искали у них поддержку. И, в принципе, они тоже заинтересованы в этом. Но понимаете, надо, чтобы это решение было принято на государственном уровне, потому что эта личность не региональная.

- Это ж, наверное, надо строить новое современное здание под этот музей, чтобы он были интерактивным…

- Конечно, но я четко уверен, что это должно быть именно на Псковской земле, поскольку основные его военные действия были именно здесь, несмотря на то, что он новгородский князь. Музей, кстати, привлекал бы еще больше людей в регион.

Туристов хватит всем

- Что в таком случае будет с вашим музеем, который уже существует?

- Вы знаете, когда мы обсуждали это дело с профессионалами из того же Изборского музея, пришли к выводу, что наш музей может быть филиалом федерального, если такой статус у него, конечно, будет. Филиалом, расположенным рядом с местом битвы, рядом с монументом «Александр Невский с дружиной». Это все логично было бы.

Я не знаю, насколько это все состоится. Я понимаю сегодняшние сложные реалии, но прошлой зимой у нас активно работали геодезисты, бурильные установки. Я предполагаю, что, наверное, решится вопрос с асфальтированием участка дороги к нам. Это даст возможность большему числу туристов посещать эти места, поэтому мы не хотим забрасывать наш музей, он является сейчас органичной и хорошо организованной системой.

Люди, которые к нам приезжают, получают полное удовлетворение от знакомства с темой. Говорят, что многое для них прояснилось, хотя те силы, которые действовали разрушительно и сейчас притихли, успели нанести определенный урон, потому что иногда к нас приезжают с совершенно закрученные мозгами.

- Соседство с большим музеем поток туристов в ваш не перекроет?

- Я не думаю, что он будет территориально рядом находиться. Да и потом этот поток с каждым годом у нас увеличивается. Конечно, и установленный монумент играет в этом вопросе определенную роль. Но дело в том, что у нас сейчас есть и ряд туристических маршрутов. Скажу больше, маршруты выходного дня до октября уже все размечены для посещения групп. Кроме того, мы участники национального маршрута «Александр Невский – имя России». Поэтому не думаю, что интерес упадет.

Сейчас достаточно сложно людям выезжать за рубеж и они начинают изучать собственную страну и удивляются, что тут так много всего интересного на самом деле. Наши друзья собрались приехать к нам на ближайшие праздники, а билеты взять не смогли: их нет ни на поезд, ни на самолет.

Экспедиция завершилась в 1963 году, а в 2012 году был открыт музей в Самолве. Фото: Андрей Степанов

А потом у нас же коллектив в музее маленький, мы в основном работаем вдвоем. Нагрузка на нас летом увеличивается в разы. А если мы будем филиалом, то будет решен сразу ряд проблем. Сейчас же мы фактически частная организация. Все на нас: и уборка территории, и стрижка газонов, и, простите, мытье туалетов.

- Владимир Александрович, за год до 800-летия со дня рождения Александра Невского собирались делать диораму «Ледовое побоище» на месте битвы русской дружины с тевтонскими рыцарями. Не знаете ее судьбу?

- С этим делом очень сложно как-то. Мы были соучастниками одного обсуждения по этой теме. Тогда наш музей просто предоставил возможность на своей территории провести выездное заседание. Участие в нем принимала заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова и инициатор создания диорамы, председатель правления Военно-исторического центра СЗФО Олег Титберия. Мы тогда тоже в обсуждении участвовали. Я знаю, что выделен участок недалеко от монумента, но пока там никакие работы не ведутся. По моим сведениям, диорама находится в Санкт-Петербурге. Мы в свое время предлагали построить павильон и разместить диораму у нас, но идея поддержки не нашла.

Уникальная карта

- А что нового в вашем музее за прошедшие пару лет произошло?

- Ну, во-первых, нами в музее переосмыслен и открыт зал истории экспедиции Академии наук СССР, которая состоялась в 1950-1960-е годы и была связана с определением места Ледового побоища. Для этой экспозиции, – а она у нас размещалась на первом этаже в небольшом зале, – мы открыли зал на втором этаже.

Кроме того, в этом зале размещены результаты экспедиции, которые были проведены уже в наше время – в 2020-е годы XXI века. В частности, экспедиции Российского географического обществ с привлечением Новгородского центра археологических подводных исследований. В результате этих экспедиций был получен точный облик Вороньего камня, его 3D-модель. Это удалось сделать благодаря применению новых технических средств, которых, естественно, не было еще в 1950-60-е годы прошлого века.

Таким образом, у нас сейчас на втором этаже в этом зале размещен как макет Вороньего камня, определенный экспедицией Академии наук СССР, так и макет Вороньего камня настоящего времени, полученный с применением современных технических средств. Они в некоторой степени повторяют друг друга, но, конечно, достаточно времени прошло, продолжается размывание основания этого камня, ну и получено более точное его определение. В фильме о работе экспедиции, который у нас демонстрируется, показано, как этот камень веревками замеряют. Здесь же – с помощью архимощного эхолота получена модель. Посетителям очень нравится этот зал. Он красиво оформлен псковским дизайнером, художником Ильей Сёминым.

- Освободившееся помещение вы как-то использовали?

- В нем мы решили сделать зал, условно говоря, памяти главного героя этого события – святого великого благоверного князя Александра Невского. Дело в том, что наши гости говорят, что знают о подвигах Александра. Говорят, что знают о том, что он не проиграл ни одного сражения. А когда их спрашиваешь, а какие именно сражения Александра Невский не проиграл, то называют только Ледовое побоище, ну еще Невскую битву вспомнят. И все. Мы постарались сделать большую карту на первом этаже, на которой нанесены все военные действия Александра Невского, не только его сражения, но и работы его по фортификационной деятельности, связанной с обороной Новгородского государства. Эта карта в какой-то степени уникальна, потому что я не знаю, где еще такую можно увидеть.

Ежегодно музей посещает огромное количество туристов, число гостей постоянно растет. Фото: Андрей Степанов

Кроме того, в этом зале у нас находится макет монумента, установленного на горе Соколиха под Псковом, как центральная часть этой композиции, а также плакаты с родословной Александра Невского, его прославление в различных материалах и рассказы о его жизни. Это то, что мы сейчас постарались сделать на первом этаже. Так что это абсолютно новый зал, он в небольшой доработке находится, но в принципе он уже открыт и все это посетители могут увидеть.

Кроме этого, мы провели небольшую перестройку самого музея. В этом году выдалась холодная зима и нам пришлось расчистить и утеплить террасу. Мы сделали там небольшой тепловой шлюз, так что зимой будет гораздо комфортнее. Такую работу мы постоянно ведем, улучшения какие-то происходят, жизнь продолжается.

- А что с издательской деятельностью музея?

- В этой году у нас выходит третье издание книги «Ледовое побоище: правда, мифы, ложь». Оно будет дополнено результатами работы экспедиции, которая проводилась на Чудском озере. Кроме того, кое-какие моменты мы еще уточняем, потому что история хоть и считается наукой консервативной, но на месте не стоит и определенные подвижки есть. Книга пользуется большим успехом.

А в прошлом году у нас вышло второе издание книги Татьяны Наместниковой «Восточное Причудье. Путешествие со смыслом», потому что первый тираж разошелся мгновенно.