То есть, суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области принять меры к сохранению указанного объекта культурного наследия путем проведения реставрационных работ в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Единственная в своём роде
Имение Васильчиковых и Строгановых «Волышово» когда-то называли одним из самых роскошных в России. При графе С.А. Строганове помещичий дом был перестроен петербургским архитектором Шмидтом.
«Особенно замечательна усадьба (1863 г.) у графа Строганова, может быть, единственная в своем роде в России – это большой барский дом, целый дворец, при нем громадная конеферма. Вся постройка стоила около 300 тысяч рублей и произведена в имении Волышово», – писали современники об этом уникальном архитектурном ансамбле.
Усадьба уцелела после двух войн и до середины 80-х годов прошлого века использовалась под конезавод и ферму. В барском дворце размещалась школа, в церкви – клуб, в других постройках проживали работники завода, учителя и агрономы.
К началу 21 века знаменитое поместье опустело и объект культурного наследия федерального значения начал стремительно разрушаться.
За воротник
Попытки спасти «Волышово» предпринимались неоднократно, но то ли графья в России окончательно перевелись, то ли у нынешних аристократов кишка тонка.
Например, Ада Грызлова, супруга бывшего спикера нижней палаты Российского парламента Бориса Грызлова, десять лет назад грозилась восстановить конюшни племенного конного завода «Псковский» силами своего фонда.
Она предлагала порховским властям устраивать в графском дворце показы мод, а также взялась создавать там реабилитационный центр для детей-инвалидов с применением иппотерапии, но ничего существенного для усадьбы сделать так и не смогла.
Приезжала в Волышово и графиня Элен из рода Строгановых: громогласно заклеймила порховичей позором за то, что они разрушили её родовое гнездо, – и была такова.
В 2011 году вдруг появилась информация, что усадьбу Строганова помогут восстановить французские инвесторы. Но дальше деклараций о намерениях и у них дело не пошло.
Когда стало ясно, что ни одному инвестору не под силу реставрировать всю усадьбу целиком, Территориальное управление Росимущество предложило включить ансамбль зданий «Волышово» в план приватизации по частям. Но специалисты органов охраны памятников этому воспротивились.
Виктор СТЕПАНОВ, глава Порховского района, помнится, собирался лично ехать к ректору МГУ Садовничему, хватать того «за воротник» и везти в Волышово – чтоб убедить перевести туда, например, почвоведческий факультет. Однако воротник Садовничего остался цел, чего не скажешь про графское культурное наследие.
Горячая точка
Елена ЯКОВЛЕВА, председатель госкомитета Псковской области по охране объектов культурного наследия, давно уже называет «Волышово» «горячей точкой» на карте региона. Заслуга комитета в том, что ему удалось договориться с Псковской епархией, что Русская православная церковь возьмёт под своё крыло волышовский храм Спаса Всемилостивого и сделает крышу хотя бы для него, чтоб он окончательно не рухнул.
Тем временем хозяин памятника, Росимущество, как собака на сене, не только не заботился о сохранности своей собственности, но и других к ней не подпускал.
Например, директор конного клуба «Усадьба» Ольга Грудцына создала детскую общественную организацию – специально для того, чтобы получить помещения конюшни в безвозмездное пользование. А Росимущество заломило «Усадьбе» такую цену за аренду этих помещений, что общественникам впору было распродавать коней.
Порховское РайПо одно время использовало одно из зданий в Волышове под магазин – пока Росимущество тоже не взвинтило арендную плату. Итог – и от этого строения остались одни руины.
Посмотрим, как Росимущество будет выполнять постановление суда. Хочется верить, что псковским графским развалинам наконец-то повезёт выбиться в графы. Например, в графу «расходы на консервацию и восстановление».
Смотрите также:
- Древние фрески остались без защиты! Рождественский собор передают РПЦ →
- Крышнам! К кому б из олигархов присоединить «Волышово» →
- Страсти по Кижам. Судьбу музея обсуждают в Бразилии →